Ретроспектива Юрия Леонидовича Купера под названием «Сфумато» охватывает значительный период – начиная с 1980-х до сегодняшнего дня. Кураторы ставили своей задачей представить широкий спектр творческих исканий художника и показать живопись, графику, скульптуру, театральные эскизы и макеты, а также видеоинсталляции, созданные специально для этой выставки.

В живописи термином «сфумато» обозначают эффект смягчения очертаний предметов, который позволяет воссоздать окружающую их световоздушную среду. Именно так можно описать и основные черты авторского стиля Юрия Купера: немногословность образов, приглушенное звучание красок и вибрирующая живописная поверхность.

Структуру экспозиции определили основные темы в творчестве Купера: цветы, трава, море, мир вещей. Масштабные, в традициях современного искусства живописные полотна «Воронка», «Стул», «Цветок» соседствуют с одноименными произведениями, выполненными в другой технике и размере. Так, фактурная «Кисть» представлена как камерная скульптура из глины, офорт и огромное живописное полотно.

Важное место в творчестве художника уже много лет занимает книга. Как иллюстратор Юрий Купер с конца 1960-х работал с крупнейшими советскими издательствами. В начале XXI века он обратился к жанру «книга художника». Четыре книги, выпущенные издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга», представлены в отдельном зале: «Книга Екклесиаста, или Проповедника», «Книга Иова», партитуры «Лебединое озеро», «Спартак». Кроме того, впервые широкой публике показаны все офорты для трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Несколько залов выставки отведено театру. Полотна из циклов «Кармен» и «Щелкунчик» созданы по мотивам работы над декорациями и костюмами для одноименных постановок в Ростовском государственном музыкальном театре и Большом театре Беларуси. Экспозиция включает театральные макеты для оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», поставленной А. Н. Сокуровым на сцене Большого театра в Москве.

Выставка открыта с 30 мая до 23 июля.

Фото: пресс-служба