С 25 по 28 мая Монако вновь будет приветствовать победителей этапа Гран-при. Спешите видеть — не исключено, что «королевская гонка» через пару лет… исчезнет.

До самого дня публикации календаря «Формулы-1» на 2023 год сохранялась интрига: останется ли в нем Монако – этап, который присутствовал в расписании с момента рождения гонки? Дело в том, что контракт княжества с новыми владельцами F1 из американской корпорации Liberty Media истекал к концу 2022 года, и несмотря на весь престиж Гран-при в Монте-Карло их взгляд на перспективы чемпионата отличался от политики предыдущего босса гонки Берни Экклстоуна. Его детище в последние годы наращивало долги, тогда как нынешние хозяева задались целью сделать этот спорт прибыльным: был взят курс на расширение географии, аудитории и медийного охвата, словом, на демократизацию мероприятия. Монако с его компактностью, элитарностью и общей привычкой к люксу – именно здесь к F-1 еще в 1950 году приклеился эпитет «королевская гонка» – в новые планы, казалось, не вписывается. В переговоры о сохранении местного Гран-при пришлось лично вмешаться даже князю Альберу II. В результате – ура! – Монте-Карло будет принимать «Формулу-1» по меньшей мере до 2025 года.

Значит, нынешней весной снова можно будет отправиться в крохотное княжество, чтобы слушать рев моторов, ловить взглядом болиды, проносящиеся по лабиринту извилистых улиц, и веселиться на роскошных вечеринках, благодаря которым гонка приобрела столь высокий статус. У здешнего Гран-при даже расписание свое, особое: в отличие от других этапов, где по регламенту за три дня с пятницы по воскресенье проходят свободные заезды, квалификация (пилоты ездят по одному на круге, чтобы разыграть очередность мест на основном старте) и непосредственно гонка, в Монте-Карло свободные заезды идут по четвергам, а пятница отводится под светские мероприятия. Они гремят не только в отелях и на виллах, но и на борту суперъяхт, которые в эти дни бросают якорь в порту Эркюль и становятся самыми престижными зрительскими площадками. Если с трибун виден лишь небольшой отрезок 3337-метровой трассы, то с верхних палуб яхт обзор намного лучше, ведь половина Circuit de Monaco по сути огибает акваторию марины.

Для гонщиков этот маршрут – один из самых сложных, хотя считается и самым медленным, средняя скорость прохождения порядка 150 км/ч, зарегистрированный максимум 296 км/ч. Уникальность гонки в том, что болиды едут не по специально оборудованной трассе с особым покрытием, а по обыкновенным улицам, узким, со множеством резких поворотов, с перепадами высот и стандартным асфальтом (потом на виражах, исчерченных шинами, фанаты обожают фотографироваться). Команды ювелирно корректируют настройки подвески, добиваясь максимальной прижимной силы и сцепления с дорогой. Конечно, на всех опасных участках ставится заграждение, и городские службы заваривают на время F-1 канализационные люки от греха подальше, но все равно обгонять здесь возможно, только очень сильно рискуя. Поэтому права на ошибку у пилотов просто нет.

Тем более интересным, непредсказуемым и азартным становится это зрелище для публики. Неудивительно, что культ великой F-1 чувствуется в Монако буквально везде. На улицах можно встретить памятники знаменитым гонщикам и даже автомобилям, продажа «формульных» сувениров и экипировки не прекращается круглый год, места на самые удобные балконы бронируются заранее. Так что если в конце мая вам доведется быть на Лазурном берегу, адреналиновый коктейль Monaco Grand Prix 2023 ждет вас – и как всегда, будет незабываемым!

Фото: shutterstock