Одна из старейших ярмарок искусства в Европе – брюссельская BRAFA – в 70-й раз пройдет в Brussels Expo с 26 января по 2 февраля. В юбилейный сезон она усилится галерейным присутствием и визуальным декором.
Начинавшаяся в 1956 году с небольшого салона с дюжиной антикваров-участников, обслуживающих потомственных бельгийских коллекционеров, год от года брюссельская ярмарка росла, укрепляла статус, привлекала международных галеристов, коллекционеров и музейщиков. Наконец, встраивалась в интернациональный ярмарочный календарь, сумев выбить себе вполне «медийное» место – сегодня она первая в году среди тех, на кого обращают внимание все причастные. Последних стало действительно много: на вернисажах яблоку негде упасть, да и все последующие дни посмотреть на тысячи произведений искусства и исторических диковин съезжаются арт-лаверы из многих уголков мира.
Столь высокий интерес к BRAFA в последние десятилетия родился из – в хорошем смысле – всеядности. Содержание стендов участников росло в геометрической прогрессии, захватывая все больше и больше самых разных стилей, эпох и направлений в истории культуры и, соответственно, все больше поклонников. От любителей антиквариата, живописи старых мастеров и африканских идолов (здесь это наследственный колониальный интерес) отборочный комитет двигался к модернизму, затем – к декоративно-прикладному искусству и дизайну всех времен; еще позже – к современному искусству. То есть фактически развивал ярмарку в унисон с международными трендами.
Кроме того, организаторы первыми несколько лет назад начали приглашать ныне живущих художников в качестве специальных гостей, давая им карт-бланш для декора практически всех публичных зон, от входного лобби и VIP-лаунжей до приватных кабинетов для переговоров. Сегодня такой звездой в Брюсселе станет португальская художница Жоана Вашконселуш, прославившаяся масштабными скульптурами и инсталляциями, отсылающими к традиционным ремеслам, истории и культурным кодам ее родины. В выставочные пространства она запустит своих знаменитых «Валькирий», ставших ее визитной карточкой.
В юбилейном выпуске традиционно соберется вполне разношерстная компания 130 дилеров из 16 стран. Это в первую очередь старожилы ярмарки – бельгийские Axel Vervoordt, чей владелец научил весь мир элегантно миксовать археологию с современным искусством, Guy Pieters Gallery с ведущими художниками-современниками, Epoque Fine Jewels с винтажными драгоценностями великих ювелирных домов; парижские Hélène Bailly с импрессионистами, Alexis Lartigue Fine Art и Galerie Berès с подборками модернистов, Maison Rapin с коллекционным дизайном. Произведения старых мастеров привезут лондонская Giammarco Cappuzzo Fine Art Gallery, швейцарская De Jonckheere и французская Galerie Florence de Voldère.
Но настоящая удача очередного сезона – привлеченные статусные новички, что будут участвовать в брюссельской ярмарке впервые. Например, британская Colnaghi, основанная еще в 1760 году и обслуживавшая монаршие собрания по всей Европе, включая Россию. В ее хит-листе будут редкий рисунок Якоба Йорданса и живописное «Распятие» Виллема Кея. Stoppenbach & Delestre из Лондона выставят подборку импрессионистов и представителей Барбизонской школы. Парижско-брюссельская Galerie Nathalie Obadia привезет звезд современного европейского искусства, а Galerie BG Arts – уникальные драгоценности и работы из стекла Рене Лалика.
Список хайлайтс ярмарки также эклектичен, как и состав участников. Это и выполненное в невероятно реалистичной манере большое деревянное распятие XV века венецианского мастера Микеле Линдера (Mearini Fine Art), и средневековый фламандский гобелен «Мученичество святой Варвары», созданный в центре ткачества Брюгге (Dei Bardi Art), и каприччио Каналетто, некогда принадлежавшее королю Англии Георгу III (DYS44 Lampronti Gallery). Помпезная кровать в египетском стиле, выполненная краснодеревщиком Луи Малардом для Всемирной выставки 1889 года в Париже (Galerie Marc Maison), будет соседствовать с макабрическими племенными масками Конго XIX века (Claes Gallery), а бриллиантовая свадебная тиара Chaumet с головы дочери графа де Герена – с винтажным палисандровым столом датского дизайнера Бодиль Кьер (Gokelaere & Robinson) и живописными смешными человечками Джорджа Кондо (Galerie von Vertes).
Фото: brafa.art/GALERIE FLORENCE DE VOLDÈRE, brafa.art/GUY PIETERS GALLERY, brafa.art/GALERIE MARC MAISON, brafa.art/GALERIE DE LA BÉRAUDIÈRE
Комментарии