Уже давно не ретро, а непререкаемая классика и воплощение спокойной элегантности. Стиль ар-деко снова вернулся в моду, по крайней мере в оформлении интерьеров. Последний из «больших стилей» (то есть охватывавших весь мир), ар-деко царил между двумя мировыми войнами. После него в эстетике воцарились многообразие и разностилье, искусственные материалы и массовое производство. Неудивительно, что сегодня, почти через сто лет после его возникновения, в эпоху все нарастающего безумия и беспокойства, интерес к нему вспыхнул снова.

В сентябре 2021 года издание ArchDaily высказало предположение, что, поскольку тенденции дизайна всегда цикличны, именно ар-деко, вернее его современное подобие, может стать следующим крупным стилистическим движением в архитектуре. «Возможно, то, что мы испытываем сегодня, – это тоска из-за того же ощущения безвременья и обновления, какие царили тогда», – предполагает критик.

Симптоматично, что именно сейчас пришло время больших реставрационных работ в знаковых зданиях ар-деко: американцы приводят в порядок интерьеры легендарного небоскреба «Крайслер-билдинг», а в Париже компания BIG недавно завершила реконструкцию Galeries Lafayette на Елисейских полях, превратив его в великолепный маркет для избранных брендов. Другой симптом: уже пару лет многие крупные гостиничные сети, оформлявшие свои интерьеры в стиле модернизм, при обновлении зданий обращаются к ар-деко – лаконичному, но при этом роскошному. Моден этот стиль и в более мелких бутик-отелях, а также в новых ресторанах.

На самом деле, как говорят историки дизайна, тихий ренессанс ар-деко переживал с 1960-х годов, достигнув пика в 1980-х, но затем волна пошла на спад, чтобы возвратиться снова в 2020-х. Тем более что текущие двадцатые тоже можно назвать «ревущими», как это было с эпохой Великого Гэтсби, своего рода литературного символа времени.

Рэйман Бузер, главный дизайнер бюро Apartment 48, в своем интервью изданию House Beautiful говорит, что то, что мы сейчас видим, на самом деле – постмодерн, эксплуатирующий формы ар-деко. Он замечает их черты и в модной сегодня колористической гамме – пристрастии к мягким цветам, противопоставленным синтетической яркости поп-арта. Геометрические узоры и контуры, являющиеся ключевыми для ар-деко, придают интерьерам смелый, но при этом гармоничный облик.

Другие характерные черты стиля, оказавшиеся в современных трендах, – металлические столы, светильники нежных очертаний из молочного стекла, бархат, орнаменты обоев и обивочных материалов в духе 1920–1930-х. Стиль вызывает подсознательное ощущение роскоши – а еще выглядит рукотворным и экологичным.

Арман-Альбер Рато, настольная лампа «Фенеки», 1919-1920 гг

Возвращается ар-деко и в оформление домашних интерьеров, по крайней мере на Западе. Эксперты предполагают, что это связано с периодом локдауна: люди провели непривычно много времени в своих жилищах и пожелали добавить им роскоши и элегантности, однако современный вкус, тренированный минималистичным дизайном второй половины ХХ века, пытается совместить это с лаконичностью. Тут и оказалось, что ар-деко – наилучшее решение этой дилеммы.

Новые линии, предлагаемые производителями товаров для интерьеров, откликаются на этот интерес. Например, Bond Collection фирмы Jonathan Adler, предлагающая деревянную мебель с будто янтарной, светящейся фактурой.

В обилии – обои с дизайном в стиле 1920–30-х, например Hovia или Graham and Brown. От «интерьерщиков» не отстают и другие бренды – как в январе 2021 года Boucheron с коллекцией ювелирных изделий.

Особенный шик – украсить свой интерьер не современными репликами или импровизациями в стиле ар-деко, а подлинными предметами антиквариата эпохи Интербеллума – то есть периода между Первой и Второй мировыми войнами. Для этого необходим, конечно, бюджет побольше, однако антикварные магазины и аукционы (западные) предлагают для удовлетворения этого желания огромный выбор, с ценами 1–10 тыс. долларов за предмет мебели. Статуэтки, особенно авторские, идут гораздо дороже.

Максимальной цены на мировых аукционах достигают авторские произведения мебельного искусства, которые и в момент своего изготовления уже стоили недешево. Сразу несколько ценовых рекордов было поставлено на торгах Sotheby’s 9 октября 2020 года A Celebration of Art Deco: Masterworks from the Collection of Dr. Stephen E. Kelly.

Например, бронзовый столик с изображением птиц 1924 года французского дизайнера Армана-Альбера Рато был продан за 2 млн фунтов – таких сохранилось еще только два, один у герцогов Альба, другой был в доме Жанны Ланвен.

Арман-Альбер Рато, низкий столик «Птицы», 1924 г

За 2,1 млн была продана лакированная ширма с серебряными инкрустациями работы ирландки Эйлин Грей, считающаяся знаковой работой этой художницы, – в ее узорах она отходит от фигуративности в сторону чистой абстракции.

Эйлин Грей. Лакированная ширма с серебряными инкрустациями. Около 1921 г

Произведения французского декоратора Жака-Эмиля Рульманна ушли дешевле, но тоже по ощутимой цене примерно в 200 тыс. долларов.

Этот аукцион, принесший рекордную для данной темы прибыль, стал еще одним знаком ренессанса стиля. Среди других дизайнеров по интерьеру эпохи ар-деко, чьи произведения стоит искать на рынке антиквариата, – Жан-Мишель Франк, Луи Сю и Андре Мар, Жан Перцель. Их работы уже давно находятся в экспозициях музеев уровня Метрополитена и Музея Виктории и Альберта.

Фото: christies.com, sothebys.com, jonathanadler.com, grahambrown.com, singerpalacehotel.com, hotelclarkbudapest.hu