Наряду с шeлком и чаем фарфор с древних времен был источником богатства Китая, а для всего мира – роскошью, доступной лишь немногим.
В силу ценности – секрет фарфора оберегался так же истово, как и секрет производства шелка – его происхождение обросло легендами. Иногда из-за путаницы встречается утверждение, будто фарфор в Китае появился еще в царстве Восточная Хань около 206 года н. э., – это, конечно, легенда. В империи Хань действительно впервые для изготовления керамики стали использовать каолин, и черепок получался белым, но по своим свойствам это еще был не фарфор, а протофаянс. Фарфор и фаянс сходны по составу: каолин, полевой шпат и кварц. Однако пройдет не одно столетие, прежде чем из этих минералов удастся создать материал, белый как снег, тонкий как бумага и прочный как металл, который и станет легендарным фарфором.
Фарфор отличается от всей прочей керамики своей прочностью, проницаемостью для света и непроницаемостью для воды и газа, а при ударе деревянной палочкой издает чистый звук.
И все же для истории фарфора времена Хань очень важны – тогда территории империи, особенно уездов Синпин и Фулян, стали центрами производства белой керамики. От названия здешних гор Гаолин и происходит наименование особого вида белой глины – каолин. По сей день, несмотря на уже почти двухтысячелетние разработки, Китай обладает наиболее богатыми месторождениями каолиновых глин.
Были и другие центры производства высококачественной керамики. На реке Янцзы делали сосуды, которые покрывались глазурями с окисями железа, дававшими при обжиге зеленовато-голубые оттенки, напоминающие цвет священного нефрита (в Европе эти произведения получили название «селадон»).
Активное развитие керамики происходит в период империи Тан (618–907), когда сложился Великий шелковый путь, развилась придворная культура, неотъемлемой частью которой стали пиры и чайная церемония. И хотя после битвы при Таласе в 751 году империя Тан потеряла контроль над Великим шелковым путем, поток товаров по нему в Византию, на Ближний Восток и в Среднюю Азию только увеличивался. Поставлялась по нему и красивая посуда. В эпоху Тан началась и активная торговля по морю с Японией.
Правда или вымысел?
В 851 году некий восточный путешественник по имени Сулейман, побывавший в империи Тан, оставил воспоминания: «У них есть очень тонкая глина, из которой делают вазы. Они прозрачны как стекло, сквозь них видно воду». Возможно, уже в IX веке китайские мастера смогли получить так называемый «костяной фарфор», экспериментируя с добавками – золой из пережженной яичной скорлупы и рыбьей чешуи.
Но скорее всего это такая же легенда, как «фарфор Чай», созданный в период смуты после распада империи Тан. Согласно «Историческим запискам» минского историка Цао Чжао, император Чжоу Ши-цзун, последний правитель эпохи Пяти династий (907–960), который до усыновления его предшествующим правителем Го Вэем носил имя Чай Жун, потребовал произвести фарфор «как небо после дождя». И такая керамика якобы была создана. Есть упоминания о том, что «кусочек фарфора Чай стоит дороже золотого слитка». Но ни одного реального подтверждения нет. Объясняется это тем, что после свержения Чжоу Ши-цзуна новый правитель все уничтожил, чтобы стереть память о прошлой династии.
Возможно, существовал, но не сохранился и костяной фарфор – это все же довольно хрупкий материал, он плохо выдерживает давление, может трескаться от высокой температуры. В XVIII веке в Англии, где поначалу научились производить только костяной фарфор, стали охлаждать чай, добавляя молоко.
Империя Сун, возникшая в 960 году, смогла к XII веку объединить земли от Тибета до побережья. В централизованном государстве, благодаря развитию сельского хозяйства, население увеличилось вдвое, до 200 млн человек. В свою очередь это привело к развитию городов и ремесел. Резкий технологический скачок произошел и в керамике, тем более что ее производство всегда находилось под особым контролем императоров.
«Драконьи печи»
Около XI века была разработана новая конструкция печи для обжига. На холме, чтобы обеспечить естественный перепад высот и тягу, строили кирпичный тоннель (от 15 м в длину, 2–3 в ширину и два в высоту). Огонь разжигали внизу, закладывая огромное количество дров в топку (хвост дракона). Раскаленный воздух шел к выходному отверстию на вершине (в голове дракона). Специальные отверстия делались в стенках тоннеля для загрузки предметов обжига, а в своде – для усиления тяги. Открывая и закрывая их, можно было также добиваться разных химических реакций, которые окрашивали глазури в разные цвета. «Печи дракона» позволили достигать температуры обжига в 1400 градусов, что сделало возможным появление фарфора.
На территории Чаннань, известной еще с периода Хань, император Чжен-цзун (1023–1063) повелел заложить две печи, которые производили фарфор для нужд двора. На каждом изделии указывалось – «был произведен в период Цзиндэ» (то есть «блестящий и благодатный»). Поселок, где это происходило, стал именоваться Цзиндэчженем. Белизна фарфоровой массы не требовала цветных глазурей, а изделия из нее декорировали кобальтом – очень дорогой пигмент поставлялся по морю с Явы или Суматры.
Именно в Цзиндэчжене добились получения тончайшего просвечивающего фарфора. Каолин (фарфоровый камень) перетирали до состояния пудры, смешивали с водой в тестообразную массу и оставляли созревать. Потом добавляли шпат и кварц и отбивали, чтобы «схлопнуть» все поры. Именно так изделия получали особую прочность и водостойкость.
Новую жизнь с улучшением технологии получили также центры производства в Хэнани и Хубэе. Тем более что они располагались недалеко от Кайфына – столицы империи Сун. Так как здесь производили преимущественно терракоту, в ряде случаев фаянс, то особое внимание уделялось работам с глазурью. В правление императора Хуэй-цзуна (1100–1126), поэта, философа и художника, в округе Жучжоу был «воссоздан» (скорее, создан) секрет «Чай». Печи Жу (Жу-яо) также принадлежали двору. Изделия, созданные во времена Хуэй-цзуна, стали воплощением даосской эстетики, концепции «небесной чистоты». Мягкие и совершенные в своей простоте формы, удивительные оттенки селадоновой глазури. Нанесенная в 4–10 слоев, она обладала необычными переливами с игрой оттенков. Мастера специально добивались эффекта кракле (паутины трещинок), или «крабового панциря». Похожие изделия изготавливались и в округе Гуань (Гуань-яо), где применяли свой особый прием: из-за более активного доступа кислорода окисление верхней кромки происходило интенсивнее, и у чаши образовывался «коричневый рот». Императорские печи Жу и Гуаня производили преимущественно сосуды для ритуалов.
Сеть мастерских и печей для обжига сформировалась в округе Лунцюань. Здесь также использовали каолин, и изделия Лунцюаня можно отнести к фаянсу и полуфарфору. В эпоху Сун в печах Лунцюаня создавались предметы преимущественно белого и светло-зеленого цветов, покрытые матовой дымчато-голубой глазурью с сеткой крупных темных линий, у них был «коричневый рот», как у фарфора Гуань-яо. Для другого типа предметов Лунцюаня были характерны глазури насыщенных голубого и изумрудного цветов, и знаменитая «зеленая слива» – мэйцзы-цин.
Правление Хуэй-цзуна стало временем расцвета культуры, но его увлечение науками и искусствами и полное отстранение от правления имели печальные последствия. В результате нападения племен чжурчжэней, создавших собственное государство, северная часть империи Сун была захвачена, захвачен и сам император. Только один из его сыновей смог организовать оборону и сохранить часть империи, перенеся столицу на юг. Производства в Жу и Гуане были уничтожены, технологии утрачены. Сегодня в мире сохранилось всего около 70 предметов керамики Жу-яо.
В ХХ веке смогли воссоздать секрет глазурей и обжига. Однако керамика все равно отличается от древней своей толстостенностью. Одно из ярких событий недавнего времени – подъем судна Nanhai в 2019 году. Оно примечательно тем, что на нем перевозилась редкая керамика эпохи Сун.
Среди прочих особенностей фарфора – его стойкость к воздействию морской воды. У керамики может отслаиваться глазурь. При фарфоровом же обжиге она очень хорошо сплавляется с основой. При обнаружении затонувших джонок (например, джонка «Лена») или португальских кораблей китайский фарфор выглядит так, будто только вышел из печи. Практика подъема затонувших в прошлом судов привела к тому, что отдельные образцы стали появляться на современном антикварном рынке. Однако, с учетом уровня подделок, надо быть очень аккуратным.
При монгольском завоевании Китая, завершенном внуком Чингисхана Хубилаем, страна подверглась разграблению и разрушению. Но так как монголы не ушли отсюда, а установили свою власть и образовали империю Юань (1271–1368), встал вопрос о восстановлении экономики. Конечно, гибель и бегство мастеров, разрушение печей существенно сократили производство. Многие центры так и не восстановились. Однако в силу особого статуса и ценности разрушения не затронули Цзиндэчжень. Уже в начале 1280-х годов было образовано «Управление фарфора Фуляна», государственный орган, контролировавший деятельность мастерских Цзиндэчженя. Вокруг возникло множество мелких производств. Строятся не только «печи дракона», но и овальные, меньшего размера. Они не могли дать самых высоких температур, но обеспечивали более равномерный обжиг.
Сине-белый фарфор
В эпоху Юань сложились основные стили росписи, активно развивалась подглазурная роспись кобальтом. Появились и новые устойчивые формы. Во многом это также было результатом завоевания. Так как практически вся сухопутная часть Великого шелкового пути до границ Византии оказалась под контролем монголов. В это время активизируются межкультурные обмены. Например, из традиционных форм иранской посуды приходят большие плоские блюда и формы кувшинов и ваз – каплевидная и «головка чеснока», активно распространяются кувшины. Но было и обратное влияние традиционных китайских форм, а выработанные здесь декоры потом прочно вошли в традицию многих арабских стран. Их повторяла керамика Ирана и Турции.
В Цзиндэчжене использовали и красно-коричневые пигменты на основе окисей меди и железа, но наиболее ценился синий кобальт. В технических особенностях изделий эпохи Юань отразилось то, что в этот период еще не научились предотвращать проникновение кобальта в глазурь при обжиге, из-за чего контур мог получаться расплывчатым.
Роспись фэнхуацы – это розовые цветы, достаточно крупные мотивы с растительным декором, часто встречается цветок пиона. Цинхуа – роспись кобальтом, преимущественно растительная. Но могли на центральном поле встречаться изображения животных и драконов.
В стиле Цинхуа появились свои направления: цинхуацы – более крупные мотивы и цинхунлинлунцы – мелкие цветочки. Этот декор наиболее отвечал вкусам исламских стран.
С открытия собственных месторождений кобальта иногда им покрывали всю вазу, а изображение создавалось самим резервом (так называют не покрытую пигментами поверхность изделий из керамики и фарфора).
Ботайцы – это чисто белый фарфор. С возвращением внимания к самой фарфоровой массе, ее качеству, к концу эпохи Юань возникает особый тип изделий, их еще именуют «линлун» (рисовые зернышки). Для получения ажурных и легких предметов линлун мастер после формования вручную срезал стенки и делал в них небольшие сквозные отверстия. После чего предметы расписывали и покрывали глазурями. При обжиге глазурь заполняла отверстия в виде прозрачного стекла. Иногда там, где это не мешает функциональному использованию, отверстия оставляли сквозными. Долгое время подобная посуда поставлялась только ко двору.
В эпоху Мин (1368–1644), времена наивысшего расцвета средневекового Китая, сложившиеся ранее стили получают каноническое воплощение. На императорском заводе работают уже десять печей. Растет и число негосударственных производств. Бело-синий фарфор Цзиндэчженя активно экспортируется, в том числе и в Европу.
Еще более ориентированность на экспорт и на европейский вкус проявилась в последующую эпоху Цин (1644–1912). К этому моменту в Европе началась фарфоровая лихорадка, окончательно охватившая все европейские дворы к XVIII столетию. Минскому фарфору пытались подражать делфтский фаянс в Голландии и гжельская керамика в России.
Многоцветный фарфор
При императоре Канси (1661–1722) важной задачей было восстановить производство, разрушенное гражданской войной, которая ознаменовала конец династии Мин. Кроме того, необходимо было начать разработку новых месторождений каолина, так как старые иссякли. Император приложил большие усилия не просто к возрождению фарфора, но к его возрождению на новом уровне. Новый императорский фарфоровый завод насчитывал двадцать больших печей.
Помимо повторения эталонных минских вещей, при императоре Канси активно развивалась надглазурная роспись в несколько этапов. Она ведется уже после основного обжига при более низких температурах (правда, не имеет такой стойкости, как подглазурная). Но зато китайский фарфор обретает многоцветие. Художники использовали разные цвета. Но по преобладанию одного из них в гамме существовало деление на «семейства» – желтое, зеленое, черное. В ответ на европейские запросы появлялись изделия с христианскими сюжетами, на заказ могли выполняться комплекты с гербами и монограммами. Именно тогда стали появляться крупные интерьерные вазы, которые украшали специальные фарфоровые кабинеты в королевских резиденциях. При следующем императоре Юнчжэне появилась красивая розовая глазурь, и «розовое семейство» стало самым популярным, наиболее отвечая вкусу эпохи рококо.
К сожалению, популярность китайского фарфора в Европе имела и негативные результаты. Стремясь удовлетворить возросший спрос, предприимчивые купцы приобретали белье (так в фарфоровой промышленности именуют нерасписанные изделия) в Цзиндэчжене, часто не самого лучшего качества, и организовывали роспись непосредственно в припортовых городах. Конечно, ее выполняли низкоквалифицированные художники, работавшие по лекалу. Высококачественный фарфор не смог состязаться с этой массовой продукцией, которая хлынула на европейский рынок. Но к тому моменту Европа уже начала производить собственный фарфор. Это привело к тому, что в XIX веке европейские коллекционеры стали предпочитать фарфор Японии и Кореи.
Фото: en.wikipedia.org; metmuseum.org
Комментарии