Шедевры, созданные неизвестными мастерами более 500 лет назад, рассказывают о судьбе древнего африканского царства.

Памятная голова правителя, XVII век, Британский музей

Сенсация

В самом конце XIX века эти удивительные предметы – буквально в одночасье и сразу тысячами – обрушились на арт-рынок Европы и произвели настоящий фурор. Прекрасные и технически совершенные металлические пластинки с рельефными изображениями сцен из какой-то нездешней жизни, резная слоновая кость, странные ритуальные головы, фонари, статуэтки людей и животных и много чего еще – это была подробная картина целого мира, могущественного царства с развитой культурной и социальной жизнью, о существовании которого мало кто догадывался. И что было особенно поразительно для европейцев того времени – этот мир существовал в «дикой» Африке. Бенинские бронзы вызвали ажиотаж на аукционах – их стремились заполучить и музеи, и частные коллекционеры, и арт-дилеры. Директор Берлинского этнологического музея Феликс фон Лушан позднее напишет: «Ни сам Бенвенуто Челлини, ни кто-либо до него или после не сделал бы лучше. Технически эти бронзовые изделия представляют собой вершину совершенства».

Царица-мать Идиа, подвеска из слоновой кости, XVI век, Метрополитен-музей

Нигерийская латунь

Понятие «бенинские бронзы» довольно условно, поскольку объединяет около 4000 самых разных предметов – из латуни (не бронзы!), слоновой кости, дерева, кожи и кораллов. Созданы они были примерно в XVI–XVII веках, но не там, где находится современный Бенин, а неподалеку – на территории, которая сейчас относится к нигерийскому штату Эдо. Путаница с названиями – напоминание о временах, когда европейцы превратили Бенинский залив в Невольничий Берег, а потом и вовсе поделили континент на свои колонии. Царству Бенин встреча с европейцами поначалу принесла удачу и процветание, а потом полный крах. Между двумя этими событиями прошло около 500 лет. А бенинские бронзы, кроме своей высокой эстетической и художественной ценности, стали богатой летописью древнего царства народа бини (или эдо) в период его расцвета. Про сам народ они мало что говорят, зато дают подробную картину жизни второй династии царей Бенина, которая была основана в XIII веке и, как это ни удивительно, существует и в наши дни. Сменявшие друг друга цари – оба – постепенно отстроили главный (и единственный) город своего государства, известный сегодня как Бенин-Сити. Центром его и всего царства стал огромный дворцовый комплекс. Первое его описание в начале XVII века оставил голландский путешественник Ольферт Даппер: «Дворец, такой же большой, как город Гарлем, полностью защищен стеной. Он разделен на множество велико  лепных помещений, где живут придворные. В нем красивые внутренние дворы с длинными галереями, которые по размерам как биржа в Амстердаме». По словам Даппера, деревянные опоры крыши и стены дворца украшали тысячи латунных рельефных пластинок, на которых изображены оба и их придворные во время военных подвигов и религиозных церемоний.

Оба и его слуги. XVI век. Этнологический музей Берлина

Золотой век

К сожалению, восстановить хронологию тех или иных событий, изображенных на пластинах, и идентифицировать персонажей теперь невозможно. Но с определенностью можно сказать, что большинство из них относится к периоду, начавшемуся с оба Эсиги, который был возведен на престол около 1504 года и правил почти полвека. В эти годы границы царства значительно расширились за счет успешных войн с соседями и благодаря торговым связям с Португалией, возникшим в эпоху Великих географических открытий. Это было взаимовыгодное сотрудничество. Бенину удалось на 500 лет установить полный контроль за торговлей региона с иностранцами.

Португальцы, игравшие тогда определяющую роль в мировой торговле, основали на побережье Бенинского залива свои фактории и вывозили слоновую кость, перец, пальмовое масло, хлопок в Европу и живой товар – в Бразилию. До этого правители Бенина работорговлей не особенно грешили. Но дело оказалось очень выгодным, и оба энергично включились в процесс, поставляя пришельцам своих пленников и рабов, которых получали в виде дани от покоренных ими местных вождей. В обмен они забирали совершенно необходимые для царских облачений кораллы и медные браслеты – манильи. Выполнив роль валюты, увесистые манильи становились сырьем для производства латуни, основного материала для ритуальных и декоративных предметов во дворце оба. Бенинские мастера еще в X веке овладели техникой литья латуни, но местных запасов меди для настоящего царского размаха не хватало. Теперь же, когда с дефицитом справились, у них появился полный простор для творчества. Судя по всему, с XVI по XVIII век им удалось завешать весь дворец своими произведениями, которые спустя несколько столетий поразят совершенством западный мир.

В Бенинском царстве была сложная иерархическая система с центром во дворце, большинство задач по обслуживанию жизни которого – от управления многочисленными женами и регалиями правителя, акробатов, ловцов леопардов и рассказчиков историй до ремесленников (литейщиков, резчиков по слоновой кости и дереву или мастеров плетения из коралловых бусин), занятых художественным оформлением, – были поделены между гильдиями, деятельность которых контролировал сам оба.

Литейщики, самая уважаемая в этой структуре гильдия, производили множество изделий для религиозных церемоний и алтарей: памятные скульптурные головы предков, музыкальные инструменты, статуэтки, фонари, богато украшенные посохи и другие регалии для членов царского двора.

Но наиболее впечатляюще выглядят латунные рельефы (ама), которые иллюстрируют важные события в истории царства, обычаи, религиозные ритуалы, военные подвиги, одежду царя и его приближенных. Все эти картинки создавались с одной целью: прославлять божественного оба и укреплять его священную власть. Поэтому в них много изображений придворных, приносящих дары, воинов, защищавших царство, сцен жертвоприношения во славу правителя, самих оба и их тотемных животных – леопардов, крокодилов, хищных орланов, болотных рыб, обезьян, слонов.

Поскольку рельефы были созданы во времена латунного бума, на них часто можно увидеть португальцев – с острыми носами, бородами и в странных одеждах. Портреты этих чужестранцев служили чем-то вроде фетиша, залога царского благополучия и богатства.

Если рельефы были предназначены для прославления живого правителя, то латунные головы (ухув-элао) служили данью памяти умершего оба. Голову, отлитую сразу после его смерти, увенчивали слоновьим бивнем с очень искусной резьбой и ставили на алтарь. Портретного сходства в этих памятниках искать не стоит: для подданных оба был не столько светским правителем, сколько божеством, связью с высшими силами. И конечно, он мог быть только мужчиной. Впрочем, среди этих мемориальных голов есть несколько женских. Они увековечили бенинскую царицу-мать Идиа, культ которой ввел в XVI веке оба Эсиги. Обладая магической силой, Идиа обеспечивала сыну успех во всех его свершениях.

Манилья из Западной Европы, Метрополитен-музей

Падение царства

К XIX веку царство Бенин пришло в полный упадок. У него уже не было сил отбиваться от соседей. Работорговлю осудили и упразднили почти все страны, Португалия растеряла былое могущество, а монополия на торговлю, которой продолжали пользоваться уже совсем не богатые, но пока еще независимые и дерзкие оба, сильно раздражала британских колонизаторов. Проблему они решили силой. В 1897 году британская карательная экспедиция из 1500 солдат просто уничтожила царство. Погибло много бенинцев, оба Овонрамвен был схвачен и отправлен в ссылку, а его дворец – сожжен и разграблен. Часть предметов дворцового убранства досталась участникам экспедиции, остальные переправили в метрополию. Некоторые произведения были переданы королеве Виктории и Британскому музею, многие другие проданы на аукционах для оплаты расходов на бенинскую экспедицию.

В 1914 году, когда свергнутый оба умер в изгнании, британские власти позволили его сыну восстановить монархию. Речи о полноценном царстве не шло, все ограничилось внешними признаками – строительством дворца и возвращением пышных ритуалов. Кстати, они до сих пор соблюдаются в Бенин-Сити, административном центре нигерийского штата Эдо, мало чем отличаясь от тех, что изображены на латунных табличках 500-летней давности.

Следующий оба, Акензуа II, в 1936 году первым заговорил о возвращении в Нигерию бенинских бронз, которые для народа эдо символизируют священную силу их предков. При его жизни были возвращены только две коралловые короны и одеяние из коралловых бус, принадлежавшие его деду Овонрамвену. Их передал сын одного из участников карательной экспедиции.

Сцена жертвоприношения, XVI–XVII века, Британский музей

Ветер перемен

В 1950–1970-х годах Нигерия выкупила у Британского музея около 50 латунных досок, которые эксперты музея ошибочно сочли дубликатами. С тех пор она постоянно обращается с просьбами о возврате остальных ценностей. Бенинские бронзы по-прежнему рассеяны по миру – ими владеют около 160 музеев и коллекционеров (в их числе когда-то был и Пабло Пикассо) в Европе и Северной Америке. Самыми крупными собраниями обладают Британский музей (до 1000 предметов) и Берлинский этнологический музей – около 520 предметов, из которых 440 были куплены на одиозных британских распродажах.

Но политический климат в последнее время радикально поменялся, страны – наследницы бывших колониальных держав стремятся искупить вину перед обиженными народами, и процесс реституции бенинских бронз явно тронулся с мертвой точки. Активно работает группа из представителей европейских музеев, которые обсуждают правовые условия передачи. Некоторые, не дожидаясь официальных соглашений, уже начали понемногу расставаться с экспонатами из своих коллекций.

В ноябре 2021 года Смитсоновский музей африканского искусства в Вашингтоне пообещал передать сразу 21 предмет, и они уже убраны из экспозиции. Чуть раньше Абердинский университет вернул одну из латунных голов, а кембриджский Колледж Иисуса – скульптуру петуха. Еще три предмета (из 163) обещал вернуть Метрополитен-музей. Но все это мелочи по сравнению с Германией: весной начнется возвращение около 1100 бенинских бронз из 11 немецких музеев – в Берлине, Штутгарте, Кельне, Лейпциге, Гамбурге и других городах.

Голова королевы Идии. Нач. XVI в. Этнологический музей Берлина

Совет

Если вы хотите успеть познакомиться с бенинскими бронзами до их возвращения на историческую родину, отправляйтесь в Британский музей. Его руководство пока не спешит с реституцией, но кто знает, сколько оно еще сможет сопротивляться общему тренду.

Можете съездить в Санкт-Петербург: в африканском разделе Кунсткамеры выставлена единственная в России коллекция бенинского искусства, подаренная музею профессором Лейпцигского университета Гансом Мейером в 1900 году. Или просто дождитесь 2025 года, когда в Бенин-Сити откроется Музей западноафриканского искусства Эдо. Его строят специально для размещения возвращенных сокровищ.

Фото:  The Trustees of the British Museum