Шедевры, созданные неизвестными мастерами более 500 лет назад, рассказывают о судьбе древнего африканского царства.
Сенсация
В самом конце XIX века эти удивительные предметы – буквально в одночасье и сразу тысячами – обрушились на арт-рынок Европы и произвели настоящий фурор. Прекрасные и технически совершенные металлические пластинки с рельефными изображениями сцен из какой-то нездешней жизни, резная слоновая кость, странные ритуальные головы, фонари, статуэтки людей и животных и много чего еще – это была подробная картина целого мира, могущественного царства с развитой культурной и социальной жизнью, о существовании которого мало кто догадывался. И что было особенно поразительно для европейцев того времени – этот мир существовал в «дикой» Африке. Бенинские бронзы вызвали ажиотаж на аукционах – их стремились заполучить и музеи, и частные коллекционеры, и арт-дилеры. Директор Берлинского этнологического музея Феликс фон Лушан позднее напишет: «Ни сам Бенвенуто Челлини, ни кто-либо до него или после не сделал бы лучше. Технически эти бронзовые изделия представляют собой вершину совершенства».
Нигерийская латунь
Понятие «бенинские бронзы» довольно условно, поскольку объединяет около 4000 самых разных предметов – из латуни (не бронзы!), слоновой кости, дерева, кожи и кораллов. Созданы они были примерно в XVI–XVII веках, но не там, где находится современный Бенин, а неподалеку – на территории, которая сейчас относится к нигерийскому штату Эдо. Путаница с названиями – напоминание о временах, когда европейцы превратили Бенинский залив в Невольничий Берег, а потом и вовсе поделили континент на свои колонии. Царству Бенин встреча с европейцами поначалу принесла удачу и процветание, а потом полный крах. Между двумя этими событиями прошло около 500 лет. А бенинские бронзы, кроме своей высокой эстетической и художественной ценности, стали богатой летописью древнего царства народа бини (или эдо) в период его расцвета. Про сам народ они мало что говорят, зато дают подробную картину жизни второй династии царей Бенина, которая была основана в XIII веке и, как это ни удивительно, существует и в наши дни. Сменявшие друг друга цари – оба – постепенно отстроили главный (и единственный) город своего государства, известный сегодня как Бенин-Сити. Центром его и всего царства стал огромный дворцовый комплекс. Первое его описание в начале XVII века оставил голландский путешественник Ольферт Даппер: «Дворец, такой же большой, как город Гарлем, полностью защищен стеной. Он разделен на множество велико лепных помещений, где живут придворные. В нем красивые внутренние дворы с длинными галереями, которые по размерам как биржа в Амстердаме». По словам Даппера, деревянные опоры крыши и стены дворца украшали тысячи латунных рельефных пластинок, на которых изображены оба и их придворные во время военных подвигов и религиозных церемоний.
Золотой век
К сожалению, восстановить хронологию тех или иных событий, изображенных на пластинах, и идентифицировать персонажей теперь невозможно. Но с определенностью можно сказать, что большинство из них относится к периоду, начавшемуся с оба Эсиги, который был возведен на престол около 1504 года и правил почти полвека. В эти годы границы царства значительно расширились за счет успешных войн с соседями и благодаря торговым связям с Португалией, возникшим в эпоху Великих географических открытий. Это было взаимовыгодное сотрудничество. Бенину удалось на 500 лет установить полный контроль за торговлей региона с иностранцами.
Португальцы, игравшие тогда определяющую роль в мировой торговле, основали на побережье Бенинского залива свои фактории и вывозили слоновую кость, перец, пальмовое масло, хлопок в Европу и живой товар – в Бразилию. До этого правители Бенина работорговлей не особенно грешили. Но дело оказалось очень выгодным, и оба энергично включились в процесс, поставляя пришельцам своих пленников и рабов, которых получали в виде дани от покоренных ими местных вождей. В обмен они забирали совершенно необходимые для царских облачений кораллы и медные браслеты – манильи. Выполнив роль валюты, увесистые манильи становились сырьем для производства латуни, основного материала для ритуальных и декоративных предметов во дворце оба. Бенинские мастера еще в X веке овладели техникой литья латуни, но местных запасов меди для настоящего царского размаха не хватало. Теперь же, когда с дефицитом справились, у них появился полный простор для творчества. Судя по всему, с XVI по XVIII век им удалось завешать весь дворец своими произведениями, которые спустя несколько столетий поразят совершенством западный мир.
В Бенинском царстве была сложная иерархическая система с центром во дворце, большинство задач по обслуживанию жизни которого – от управления многочисленными женами и регалиями правителя, акробатов, ловцов леопардов и рассказчиков историй до ремесленников (литейщиков, резчиков по слоновой кости и дереву или мастеров плетения из коралловых бусин), занятых художественным оформлением, – были поделены между гильдиями, деятельность которых контролировал сам оба.
Литейщики, самая уважаемая в этой структуре гильдия, производили множество изделий для религиозных церемоний и алтарей: памятные скульптурные головы предков, музыкальные инструменты, статуэтки, фонари, богато украшенные посохи и другие регалии для членов царского двора.
Но наиболее впечатляюще выглядят латунные рельефы (ама), которые иллюстрируют важные события в истории царства, обычаи, религиозные ритуалы, военные подвиги, одежду царя и его приближенных. Все эти картинки создавались с одной целью: прославлять божественного оба и укреплять его священную власть. Поэтому в них много изображений придворных, приносящих дары, воинов, защищавших царство, сцен жертвоприношения во славу правителя, самих оба и их тотемных животных – леопардов, крокодилов, хищных орланов, болотных рыб, обезьян, слонов.
Поскольку рельефы были созданы во времена латунного бума, на них часто можно увидеть португальцев – с острыми носами, бородами и в странных одеждах. Портреты этих чужестранцев служили чем-то вроде фетиша, залога царского благополучия и богатства.
Если рельефы были предназначены для прославления живого правителя, то латунные головы (ухув-элао) служили данью памяти умершего оба. Голову, отлитую сразу после его смерти, увенчивали слоновьим бивнем с очень искусной резьбой и ставили на алтарь. Портретного сходства в этих памятниках искать не стоит: для подданных оба был не столько светским правителем, сколько божеством, связью с высшими силами. И конечно, он мог быть только мужчиной. Впрочем, среди этих мемориальных голов есть несколько женских. Они увековечили бенинскую царицу-мать Идиа, культ которой ввел в XVI веке оба Эсиги. Обладая магической силой, Идиа обеспечивала сыну успех во всех его свершениях.
Падение царства
К XIX веку царство Бенин пришло в полный упадок. У него уже не было сил отбиваться от соседей. Работорговлю осудили и упразднили почти все страны, Португалия растеряла былое могущество, а монополия на торговлю, которой продолжали пользоваться уже совсем не богатые, но пока еще независимые и дерзкие оба, сильно раздражала британских колонизаторов. Проблему они решили силой. В 1897 году британская карательная экспедиция из 1500 солдат просто уничтожила царство. Погибло много бенинцев, оба Овонрамвен был схвачен и отправлен в ссылку, а его дворец – сожжен и разграблен. Часть предметов дворцового убранства досталась участникам экспедиции, остальные переправили в метрополию. Некоторые произведения были переданы королеве Виктории и Британскому музею, многие другие проданы на аукционах для оплаты расходов на бенинскую экспедицию.
В 1914 году, когда свергнутый оба умер в изгнании, британские власти позволили его сыну восстановить монархию. Речи о полноценном царстве не шло, все ограничилось внешними признаками – строительством дворца и возвращением пышных ритуалов. Кстати, они до сих пор соблюдаются в Бенин-Сити, административном центре нигерийского штата Эдо, мало чем отличаясь от тех, что изображены на латунных табличках 500-летней давности.
Следующий оба, Акензуа II, в 1936 году первым заговорил о возвращении в Нигерию бенинских бронз, которые для народа эдо символизируют священную силу их предков. При его жизни были возвращены только две коралловые короны и одеяние из коралловых бус, принадлежавшие его деду Овонрамвену. Их передал сын одного из участников карательной экспедиции.
Ветер перемен
В 1950–1970-х годах Нигерия выкупила у Британского музея около 50 латунных досок, которые эксперты музея ошибочно сочли дубликатами. С тех пор она постоянно обращается с просьбами о возврате остальных ценностей. Бенинские бронзы по-прежнему рассеяны по миру – ими владеют около 160 музеев и коллекционеров (в их числе когда-то был и Пабло Пикассо) в Европе и Северной Америке. Самыми крупными собраниями обладают Британский музей (до 1000 предметов) и Берлинский этнологический музей – около 520 предметов, из которых 440 были куплены на одиозных британских распродажах.
Но политический климат в последнее время радикально поменялся, страны – наследницы бывших колониальных держав стремятся искупить вину перед обиженными народами, и процесс реституции бенинских бронз явно тронулся с мертвой точки. Активно работает группа из представителей европейских музеев, которые обсуждают правовые условия передачи. Некоторые, не дожидаясь официальных соглашений, уже начали понемногу расставаться с экспонатами из своих коллекций.
В ноябре 2021 года Смитсоновский музей африканского искусства в Вашингтоне пообещал передать сразу 21 предмет, и они уже убраны из экспозиции. Чуть раньше Абердинский университет вернул одну из латунных голов, а кембриджский Колледж Иисуса – скульптуру петуха. Еще три предмета (из 163) обещал вернуть Метрополитен-музей. Но все это мелочи по сравнению с Германией: весной начнется возвращение около 1100 бенинских бронз из 11 немецких музеев – в Берлине, Штутгарте, Кельне, Лейпциге, Гамбурге и других городах.
Совет
Если вы хотите успеть познакомиться с бенинскими бронзами до их возвращения на историческую родину, отправляйтесь в Британский музей. Его руководство пока не спешит с реституцией, но кто знает, сколько оно еще сможет сопротивляться общему тренду.
Можете съездить в Санкт-Петербург: в африканском разделе Кунсткамеры выставлена единственная в России коллекция бенинского искусства, подаренная музею профессором Лейпцигского университета Гансом Мейером в 1900 году. Или просто дождитесь 2025 года, когда в Бенин-Сити откроется Музей западноафриканского искусства Эдо. Его строят специально для размещения возвращенных сокровищ.
Фото: The Trustees of the British Museum
Комментарии