В Центре Помпиду проходит большая выставка к 160-летию со дня рождения Сюзанны Валадон: почти 200 работ из крупнейших музеев мира. Рассказываем об интересных фактах ее биографии.

Легенда Монмартра, муза Дега, Ренуара и Тулуз-Лотрека, бунтарка, сумевшая, несмотря на нищее детство, посвятить себя искусству и стать художницей, хотя на рубеже XIX–XX веков это было непросто даже для женщин из высшего общества, – вот лишь пунктир событий ее насыщенной жизни, напоминавшей приключенческий роман.

Пьер Огюст Ренуар. «Сюзанна Валадон». 1885 г

Сюзанна Валадон – урожденная Мари-Клементин Валад – начала рисовать еще в детстве, однако ее первой страстью стали вовсе не холсты и краски, а… цирк. Ловкая, быстрая, бесстрашная, она обожала парады и следовала за толпой по улицам, кувыркаясь, исполняя сальто и демонстрируя стойку на руках. По одной из версий, однажды она привлекла внимание владельца частного цирка Эрнеста Мольера. Юная барышня начала выступать как акробатка, однако ее звездный час на арене длился недолго: вскоре 15-летняя Мари-Клементин упала с трапеции и повредила спину. С цирком пришлось попрощаться, хотя тема телесности – особенно мужской – заняла важное место в ее творчестве.

Сюзанна Валадон (1865-1938)

Следующим этапом стала работа в качестве натурщицы: она подарила девушке знакомства со многими художниками. Именно так Мари-Клементин встретила Пюви де Шаванна и стала его моделью, музой и, возможно, даже возлюбленной, несмотря на сорокалетнюю разницу в возрасте. Вскоре она начала позировать не менее именитым мастерам: Пьеру Огюсту Ренуару и Анри де Тулуз-Лотреку. Первый запечатлел ее на таких картинах, как «Танец в Буживале», «Танец в городе» и «Зонтики». Второй не только писал ее портреты – в частности, изобразил богемной дамой, сидящей за столиком с полупустой бутылкой вина («Похмелье»), – но и придумал псевдоним. Сюзанна – иронический намек на библейский сюжет Сусанны и старцев, дружеская шпилька в адрес бойкой натурщицы, охотно позировавшей пожилым мэтрам.

Анри де Тулуз-Лотрек. «Похмелье».1889 г

Впрочем, амплуа модели оказалось для Сюзанны Валадон слишком тесным: она мечтала не только вдохновлять, но и творить. Ее университетами стали не частные школы рисования (их она попросту не могла себе позволить), но уроки, преподанные художниками, которым она позировала. Валадон внимательно следила за работой мастеров и постепенно начала рисовать сама. На этом пути ее поддержал Эдгар Дега, с которым они познакомились в начале 1890-х: он первым начал покупать ее работы, а также представил коллекционерам. Постепенно художнице удалось добиться признания, в том числе в профессиональных кругах: в 1894 году Валадон стала первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств.

Пьер Огюст Ренуар. «Зонтики». 1881—1886

Самая ранняя сохранившаяся работа Сюзанны – автопортрет, написанный углем и пастелью (1883). Она также создавала пейзажи и натюрморты, но главным объектом ее интереса стало тело – как женское, так и мужское. Причем подход кардинально отличался: своих натурщиц Валадон не идеализировала и изображала весьма реалистично, что шло вразрез с многовековой традицией ню, сформированной художниками-мужчинами. Так, на картине Валадон «Радость жизни» показаны не эфемерные богини, а вполне земные женщины, зарабатывающие на жизнь, скорее всего, тяжелым трудом. Совсем иначе художница изображала мужчин: их обнаженные тела предстают объектом желания – как на картине «Закидывание сети». Для начала XX века подобная трактовка, исполненная женщиной, воспринималась как нечто новое и революционное.

Сюзанна Валадон. «Закидывание сети». 1914 г

Сюзанна Валадон не только создала ряд выдающихся работ, но и подарила миру знаменитого художника: ее сын Морис Утрилло со временем стал даже более известным, чем мать. Имя его отца так и осталось тайной: по одной из версий, им мог быть Пюви де Шаванн, по другой – сам Ренуар. Как бы то ни было, мальчика усыновил близкий друг Сюзанны, каталонский художник Микел Утрильо. Морис, как и мать, не получил художественного образования, однако – пусть и не сразу – сумел добиться международного признания, посвятив свое творчество любимому Парижу. В том числе легендарному Монмартру, у подножия которого, рядом с фуникулером, расположена маленькая площадь, названная именем его матери, Сюзанны Валадон.

Фото: Vostock Photo; Centre Pompidou, MNAM-CCI/Jacqueline Hyde/Dist. GrandPalaisRmn