Крупнейшая выставка Дэвида Хокни – живого и дерзкого классика – до 31 августа проходит в парижском Фонде Louis Vuitton. Почему его творчество неизменно вызывает ажиотаж?
Это далеко не первый проект, подробно освещающий творчество Хокни: уже были показы и в Тейт, и в Центре Помпиду, но нынешний превзошел все ожидания. Более 400 произведений, созданных за 70 лет, с 1955-го по 2025-й (самому художнику сейчас 87), 11 залов, раскрашенных в его фирменные яркие цвета, головокружительные цифровые эффекты. И конечно, возможность увидеть весь спектр его работ: от знаменитого «Большого всплеска» (1967) и «Портрета художника» («Бассейна с двумя фигурами») (1972) до новейших вещей.

За право считать Хокни «своим» соперничают Великобритания и Соединенные Штаты. Будущий художник появился на свет в 1937 году в викторианском Брэдфорде, расположенном в 300 км от Лондона. Рос в необычной семье: мать – строгая и набожная, отец – эксцентричный поклонник коммунизма, одевавшийся в стиле Фиделя Кастро и посещавший по вечерам школу искусств. Хокни-младший, впрочем, не отставал: покупал одежду в том же секонд-хенде, что и отец, и вскоре получил прозвище Борис, поскольку выглядел как русский крестьянин. В 1959 году Дэвид стал студентом престижного Королевского колледжа искусств и перебрался в Лондон.
Однако в британской столице Хокни задержался ненадолго: в 1961-м он впервые приехал в Нью-Йорк, и сверкающий всеми огнями город его совершенно ошеломил. Здесь молодой художник познакомился с королем поп-арта Энди Уорхолом и быстро понял, как важен личный бренд: Уорхол с его платиновым париком был настоящим произведением искусства. В итоге Дэвид перекрасился в блонд, правда, по легенде поводом послужила реклама краски для волос, уверявшая, что «блондинкам живется веселее». Еще одним его фирменным знаком стали круглые очки, а также пиджаки, кардиганы и галстуки ярких расцветок.

Визуальный язык Хокни также эволюционировал. От абстрактных работ, вдохновленных Пикассо (его выставку в Тейт Дэвид посетил восемь раз), и вещей, выполненных в духе граффити, британец постепенно пришел к натурализму. А также к жизнерадостным насыщенным цветам, засиявшим в его палитре после переезда в Калифорнию. Солнечный край на долгие годы стал домом художника. Его восхищали бассейны – обыденность для Америки, роскошь для Англии – ставшие «героями» многих его работ. В том числе картины «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами»), проданной на Christie’s в 2018 году за $90,3 млн и принесшей Хокни звание самого дорогого ныне здравствующего художника.
Еще одна важная линия его творчества – портреты. Выполненные в духе натурализма, они требуют от мастера большой отдачи. По крайней мере, Хокни не раз признавался, что прикладывает немало сил, чтобы передать характер человека. И поэтому выбирает в качестве моделей хорошо знакомых людей: родителей, друзей. А вот королеву Елизавету II он писать не решился: не хотел, чтобы портрет получился слишком формальным.

Эта преданность «старомодным» принципам – одна из особенностей творчества Хокни. Как и представление о том, что художник должен владеть ремеслом. Не только новыми технологиями – вроде рисования на iPad, его страстного увлечения, – но и классическими. Еще в 1960-е Хокни, тогда работавший как иллюстратор, использовал старинную технику акватинта, которая позволила создавать гравюры с рисунком, словно размытым кистью. Он высоко ценит старых мастеров, и на выставке в Фонде Louis Vuitton есть вещи, отсылающие к разным эпохам: от античности до Возрождения.
Из современных технологий Хокни активно использует фотографию, в том числе полароидные снимки. Из них мастер создает коллажи: разрезает фото одного и того же объекта и складывает изображение заново. По его мнению, художники всегда прибегали к подручным средствам. Вместе с физиком-оптиком Чарльзом Фалько он выдвинул теорию: якобы мастера эпохи Возрождения использовали приспособления вроде камеры-обскура и камеры-люцида, чтобы получить реалистичные изображения. Эта идея, получившая название «гипотеза Хокни – Фалько», вызвала бурную дискуссию в искусствоведческой среде.

Ну а сам Хокни, несмотря на возраст, продолжает эпатировать зрителей. В том числе и тем, что живет как хочет, несмотря на пережитый инсульт и почти полную глухоту. Он по-прежнему не расстается с сигаретой и утверждает, что чувствует себя 30-летним, когда работает: в общем, наслаждается каждым моментом. И подписывает картины: «Люблю жизнь, Дэвид Хокни».
Фото: Art Gallery of New South Wales/Jenni Carter/©
Fondation Louis Vuitton; Prudence Cuming Associates Tate, Royaume-Uni/©
Fondation Louis Vuitton; Marc Domage/© Fondation Louis Vuitton; Fabrice Gibert/© Fondation Louis Vuitton
Комментарии