Выставка «Русские дикие», открывшаяся 18 июня в Музее русского импрессионизма совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, объединяет произведения французских фовистов Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке и русских бунтарей-экспериментаторов, с помощью цвета менявших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов, Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и других.

«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, шокировавших публику грубыми формами, пренебрежением к законам перспективы, а главное – дерзкими красками, которые «буквально взрывались светом». Творческие поиски русских авангардистов отчасти совпали с идеями европейских живописцев, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в салонах, а также в коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Кураторы выставки – Илья Доронченков из ГМИИ им. А. С. Пушкина, Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрессионизма – собрали самые «дикие» эксперименты с палитрой, формой и живописной плоскостью, которые демонстрируют, как по-разному символисты, сезаннисты и неопримитивисты в России трактовали идеи европейского авангарда: находки французских фовистов и немецких экспрессионистов групп «Мост» и «Синий всадник». 

Эпиграфом к экспозиции стала работа граффити-художника Жан-Мишеля Баскии из собрания Государственного Русского музея. Единственный в России холст американского неоэкспрессиониста 1980-х, созданный совместно с Энди Уорхолом, поможет современному посетителю пережить то же потрясение, которое испытала публика Осеннего салона больше 100 лет назад.

В центре музейного зала – «Клетка для диких» (французская критика 1900-х предлагала поместить «диких» в клетку), в которой оказались работы Луи Вальта и Анри Ле Фоконье, а также «Просушка парусов» Андре Дерена и «Испанка» Анри Матисса. Следующие разделы – «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм», «Примитивизм» – посвящены русскому искусству. Посетители увидят, как интерес к цвету захватил символистов Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна и называвших себя импрессионистами Давида Бурлюка и Николая Кульбина. Особое внимание уделено участникам выставки «Бубновый валет» – неопримитивистам Михаилу Ларионову и Наталии Гончаровой и сезаннистам Илье Машкову и Петру Кончаловскому, которые черпали вдохновение в иконописи и народном искусстве, а также обращались к традициям Востока. Отдельный раздел – «Парижачьи» – объединяет работы Марка Шагала, Николая Тархова, Натана Альтмана, знакомившихся с новой живописью в столице Франции.

На третьем этаже музея развернулся спецпроект Matisse Remix – воображаемая мастерская лидера фовистов, в которой разговор о «диких» начала ХХ столетия ведут современные художники. Стены пространства украшают переходящие в витраж росписи и картины-гобелены Кирилла Манчунского. Колористические эксперименты фовистов на большеформатных полотнах продолжает Игорь Скалецкий. А серия холстов Варвары Выборовой приглашает в ателье художницы. В экспозиции также можно увидеть вазы, изготовленные специально для проекта Катей Бочавар и Кириллом Манчунским на мануфактуре «Дымов керамика».

На «Дышащем полотне» в холле музея посетителей встречает проект «Дикие танцы» – цифровые работы, созданные специально к выставке «Русские дикие» современными художниками Львом Бахаревым, Кириллом Рейвом (VS Gallery), Славой Славой (Spelllens) и тандемом Лили Ковалевской и Розы Халиковой.

Выставка будет работать до 28 сентября.

Фото: пресс-служба