В содружестве с Музеем Николая Островского и на его территории (Тверская, 14) галерея «Дом Нащокина» 31 января открывает персональную выставку народного художника РСФСР Петра Исидоровича Пашкевича (1918–1996). Среди более сотни экспонатов – редкие эскизы, сделанные художником кино ко многим известным фильмам, а также графические и живописные работы, киноплакаты и фотографии разных лет.

По эскизам Петра Пашкевича полвека, с 1940-х по 1990-е, на киностудии им. Горького создано более 70 фильмов, сотни эскизов и декораций. Экспозиция выстроена вокруг избранных кинокартин. В том числе это «Сельская учительница» (1947, реж. М. Донской), «Добровольцы» (1958, реж. Ю. Егоров), «Разные судьбы» (1956, реж. Л. Луков). С Василием Шукшиным Петра Пашкевича связала работа не только над фильмом «Печки-лавочки» (1972), но и над картиной «Степан Разин», съемки которой велись в течение полугода, но, к сожалению, оборвались.

В экспозиции также мрачные эскизы Петербурга и графические листы к фильму Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969), мощные эскизы к знаменитому в свое время фильму «Две жизни» (1961) А. Каплера и Л. Лукова. Вот как писала о них искусствовед Паола Волкова: «Есть в “Двух жизнях” один городской пейзаж с верхней точки. Зимняя набережная ничуть не уступает живописи французского пейзажиста Марке… Как художнику-реалисту ничто ему не чуждо – ни импрессионизм, ни концептуальность и экспрессия в той дозировке, которая только усиливает, обогащает реалистичность письма».

Посетители увидят работы мастера к таким известным кинолентам, как «Красное и черное» (1976, реж. С. Герасимов), «ТАСС уполномочен заявить…» (1984, реж. В. Фокин), «Дочки-матери» (1975, реж. С. Герасимов), «Герой нашего времени» (1967, реж. С. Ростоцкий), «Рикки-Тикки-Тави» (1975, реж. А. Згуриди), и другим.

Петр Пашкевич прожил счастливую и наполненную жизнь. Работал с самыми яркими и талантливыми режиссерами своего времени. «Он был настолько блистательным художником-живописцем, что часто его друзья, коллеги спрашивали: “Петя! Твой труд публика не видит и не понимает! А зачем тебе кино? Ты крупный художник, сиди в мастерской и пиши картины. Того же мнения была и его семья. Но художник всегда улыбался виновато и бежал на свою студию, которая была для него кислородом, без нее жизни не могло быть», – вспоминает дочь художника куратор выставки Наталья Рюрикова.

Сегодня справедливость торжествует. Посетитель сможет увидеть и оценить лучшее из творческого наследия Петра Пашкевича. В рамках проекта предполагаются также кинопоказы.

Выставка пройдет до 27 февраля.

Фото: пресс-служба