Испания гордится Рикардо Бофиллом как своим первым национальным звездным архитектором. А еще – как первым постмодернистом. Сам себя он называл кочевником, которого в его работе интересуют не премии, а само творчество, «эта хрупкая грань между здравомыслием и безумием». Памяти архитектора, которого не стало в январе 2022 года.

Бофилл родился в Каталонии в 1939 году, во времена диктатуры Франко. Отец – каталонский архитектор и застройщик, мать – венецианская еврейка, много сделавшая для развития каталонской культуры послевоенных лет.

Поступив в барселонскую Школу архитектуры, увлекся антифранкистской деятельностью, за что был вскоре исключен. Доучившись в Женеве, вернулся на родину и в 24 года создал собственную фирму. Архитектурная мастерская Рикардо Бофилла объединила в одну команду инженеров, градостроителей, социологов, писателей, кинорежиссеров и философов, которые мечтали создать новую архитектуру. За 50 лет на счету мастерской накопилось более тысячи проектов в Испании, Франции, США, Алжире, Марокко, Японии, Китае и России: концертные залы, вокзалы, стадионы, отели, театры.

Но для самого Бофилла главной страстью всегда была архитектура для жизни. В этих своих проектах он стремился показать, что социальное жилье не обязательно должно быть однообразным и безликим. Эти идеи шли не только от профессиональной квалификации, но и от изучения – «народной архитектуры Африки, римской и греческой классики, эпохи Возрождения, архитектуры Борромини или совершенства храмов Киото». Список можно продолжать до бесконечности, учитывая, что «кочевник» Бофилл охватил своим вниманием более 40 стран. В этом смысле больше всего повезло Испании и Франции.

La Muralla Roja (1973)

Кальп, Аликанте, Испания

Возвышаясь на скалистом утесе побережья Коста-Бланка, La Muralla Roja («Красная стена») претендует на звание самой впечатляющей работы Бофилла. Похожее на арабскую крепость здание состоит из переплетения бесконечных коридоров, открытых лестниц, квартир и открытых общих пространств. Гамма цветов – от красного, розового и оранжевого внешних стен до голубого, сиреневого и лазурного.

Walden 7 (1975)

Сан-Жуст-Десверн, Барселона, Испания

Пример архитектуры испанского брутализма. По первоначальному замыслу мастерской Бо-филла, 14-этажное здание планировалось как комплекс-коммуна по типу общин американских хиппи. Утопический дом-улей состоит из 18 башен, соединенных между собой внутренними двориками. Рассчитанные на одного человека квартиры-«ячейки», каждая площадью 30 кв. м, представляют собой пространство, которое обитатель может подстроить под свои потребности, выделив место для кухни, ванной, спальни или, наоборот, используя как студию.

Les Espades d’Abraxas (1982)

Нуази-ле-Гран, Франция

В противовес монотонным жилым кварталам парижских пригородов жилой комплекс Les Espaces d’Abraxas переполнен отсылками к истории и классической архитектуре, которые должны были стать декорациями для повседневной жизни обитателей здешних 600 квартир. Разделив пространство на три отдельных зоны: «Театр», «Арка» и «Дворец», Бофилл стремился создать не просто жилье, а настоящий памятник, символ современного города (идея, по его собственному признанию, провалилась). Фасады зданий, собранные из готовых блоков и панелей, должны имитировать оттенки камня старинных парижских дворцов и особняков. Говорят, с каждым годом их содержание требуeт все больше усилий.

Мрачноватый «Абраксас» пользуется не самой завидной репутацией на рынке парижского жилья. Зато привлекает киношников: здесь снимались сцены из «Голодных игр» и «Бразилии», а в 2022 году он появляется в фантастической комедии «Большой баг» режиссера Жан-Пьера Жене на платформе Netflix.

Les Arcades du Lac (1982)

Сен-Кантен-ан-Ивлин, Париж, Франция

Еще один проект мастерской Бофилла, разработанный в рамках политики «новых городов», принятой в 70-х французским правительством для парижских пригородов. Таким образом власти намеревались рассредоточить население столицы и даже справиться с проблемой транспортных пробок. Город-сад на берегу искусственного озера прозвали «народным Версалем», он состоит из четырех блоков, в которых предлагалось дешевое социальное жилье, – всего около 400 квартир. Корпус «Виадук» фактически построен над озером и должен вызывать ассоциации с Авиньонским мостом, замком Шенонсо или римским акведуком в Сеговии.

Фото: Gregori Civera/Ricardo Bofill Architecture Workshop/tekdeeps.com, ricardobofill.com, themynews.com