На ноябрьских торгах двух крупнейших аукционных домов – Sotheby’s и Christie’s – лидерские позиции занимают звезды ХХ века.

Призрак Баския

11 ноября | Christie’s

Аукционный дом Christie’s объявил, что к торгам искусством ХХ века, которые запланированы на 11 ноября, будет добавлена картина Энди Уорхола. Речь идет о портрете Жан-Мишеля Баския, который предварительно оценивается в 20 млн долларов. Этот портрет протеже основоположника поп-арта создан в 1982 году – в «поздний период» творчества Уорхола. Именно в это время Баския становится нью-йоркской звездой, а потому образ молодого гения приобретает особую ценность. Картина (а это действительно изображение на холсте) происходит из собрания знаменитого коллекционера Питера Бранта. Если учесть, что в начале 2021 года подобная работа Уорхола буквально улетела за $150 млн, о судьбе этого шедевра можно не волноваться. Рынок как никогда разогрет астрономическими суммами на искусство ХХ века, а здесь сходятся сразу два его символа.

Энди Уорхол. «Жан-Мишель Баския», 1982 г.

Коллекция Маклоу

15 ноября | Sotheby’s

Брак нью-йоркских миллиардеров Гарри и Линды Маклоу распался пять лет назад, и с тех пор пара делит имущество и художественные ценности, накопленные за 59 лет супружеской жизни. Последняя точка в этом процессе будет поставлена на двух торгах аукциона Sotheby’s, где продадут сразу 65 шедевров искусства ХХ века из легендарной коллекции Маклоу. Такого предложения на рынке не было более 80 лет. Вещи столь статусные, что в одночасье реализовать их невозможно, поэтому торги пройдут в два этапа: первые запланированы на 15 ноября этого года, вторые – на май 2022-го. Альберто Джакометти, Марк Ротко, Сай Твомбли… По скромным подсчетам, собрание оценивается в $600 млн. Одним из главных лотов выступает созданная в 1962 году шелкография Энди Уорхола «Девять Мэрилин» из знаменитой серии, посвященной иконе Голливуда. Предполагаемый эстимейт – $40-60 млн.

Фрида навсегда

16 ноября | Sotheby’s

Как сообщают аукционные эксперты, в середине ноября нас ждет очередная сенсация на арт-рынке. Sotheby’s будет продавать одну из самых знаменитых картин Фриды Кало. Если цена этой картины увеличится хотя бы в полтора раза (против заявленных $30 млн), она станет самым дорогим произведением в истории, созданным женщиной, а также опередит все латиноамериканские шедевры, появлявшиеся на рынке.

Для рекорда имеются все основания. Прежде всего, тема и качество живописи. Полотно «Диего и я» (Diego y yo) представляет собой автопортрет художницы, написанный ею в 1949 году, за пять лет до смерти. Это почти иконный образ Фриды, который она долгое время вынашивала и воплощала в разных вариантах: растрепанные черные волосы, сросшиеся густые брови, большие карие глаза и даже специально подчеркнутые усики над губой. Особая смесь женской уязвимости и маскулинных черт – Фрида всегда была к себе беспощадна. К слову, если автопортрет «Диего и я» будет продан более чем за $35 млн, Фрида Кало одержит исторический триумф над своим супругом: до этого самым дорогим произведением латиноамериканской живописи считалось полотно Диего Риверы.

Портрет мужа художницы, Диего Риверы, словно иллюстрирует знаменитую метафору «жить в чьей-то голове», а также служит своего рода «третьим глазом», открывающим подсознательные миры. У Фриды с Риверой были сложные, драматичные отношения, на грани «любви-ненависти»: они разводились и дважды женились. Этот брак открывал для Кало новые творческие горизонты, но в то же время подрывал ее психическое и физическое здоровье. Так или иначе, лучшие картины Фриды Кало созданы как выплеск страданий несчастной жены.

Крупные слезы из глаз Кало застывают прозрачными кристаллами на щеках. Именно так на церковных ретабло мексиканские художники изображали страдающую Богоматерь и других святых.

Опутавшие шею волосы Фриды говорят об удушающих ее переживаниях из-за увлечения Риверы кинозвездой Марией Феликс, которая была подругой художницы.

Фрида Кало. «Диего и я». 1949 г

Дары Исиде

9 ноября | Sotheby’s

На осенних торгах Sotheby’s, где будет представлена раритетная мебель, а также часы и другие декоративные вещи, особое внимание приковано к предмету, воплощающему всю роскошь и изящество французского искусства «прекрасной эпохи». Жардиньерка, выполненная из посеребренной бронзы, относится к концу XIX века и создана в знаменитых мастерских Барбедьена. Эта подставка для цветов напоминает древнеримские треножники, найденные в Храме Исиды в Помпеях; ее украшают венки из цветов и фруктов и крылатые сфинксы, охраняющие священные дары.

Стоит сказать, что литейщик Фердинанд Барбедьен (1810-1892) прославился великолепными копиями античных предметов – в какой-то момент он даже механизировал процесс, придумав машину для отливки исторических скульптур. Отливал он также и пушки. Однако конкретно в эту жардиньерку было вложено огромное количество ручного труда. Остается добавить, что фирма Barbedienne просуществовала еще более полувека после смерти мастера и закрылась только в 1952 году. Но самыми лучшими считаются изделия второй половины XIX века – за них сражаются крупнейшие коллекционеры декоративно-прикладного искусства. Начальная цена – $60-80 тыс.

Фердинанд Барбедьен. Французская жардиньерка. Последняя четверть XIX в.

Фото: CHRISTIE’S/artnews.com, chosun.com, sotheby’s