С 10 февраля по 4 июня в Амстердаме пройдет крупнейшая в истории выставка работ Яна Вермеера, одного из величайших мастеров живописи Золотого века Нидерландов.
Голландский Рейксмюсеум, владеющий четырьмя произведениями Яна Вермеера («Молочница», «Маленькая улица», «Женщина, читающая письмо» и «Любовное письмо»), решился на амбициозный проект: собрать как можно больше его работ под своей крышей. Выставка, вполне логичная для крупнейшего музея на родине художника. Из соседней Гааги приедет легендарная «Девушка с жемчужной сережкой» и еще два полотна. Когда директора музея Маурицхёйс Мартину Госселинк спросили, не жалко ли ей одалживать свой ключевой шедевр «конкуренту», она ответила: «Мы по ней будем ужасно скучать, но какая же выставка Вермеера без «Девушки с жемчужной сережкой»?»
А вот все остальные картины пришлось собирать по всему миру. Впрочем, их не так уж и много. Сегодня искусствоведы насчитывают всего 35 произведений, на грядущей выставке будет показано как минимум 28. Увидеть столько работ художника вместе ранее не мог никто, даже сам Вермеер – ведь они никогда не собирались под крышей его мастерской единовременно.
В предыдущий раз столь крупная ретроспектива живописца проходила еще в 1996 году, в Гааге – тогда было показано 23 картины. Идея же нынешней выставки возникла, когда в Рейксмюсеуме узнали, что нью-йоркская Коллекция Фрика закрыта на ремонт. Чем это важно? Здесь находятся три важных произведения Вермеера, которые музей, как и другие экспонаты своего собрания, принципиально не выдает на посторонние выставки. Но раз уж идут строительные работы, то самое время шедеврам путешествовать.
Какие же «вермееры» не приедут в Амстердам? Во-первых, это «Концерт» из бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Причина печальна – в 1990 году холст был похищен, и с тех пор его не видел никто. Не приедет и «Урок музыки» из Королевской коллекции Великобритании, так как его состояние сейчас слишком хрупкое. А «Спящая девушка» из Метрополитен-музея не путешествует по еще более обидной причине – она попала в собрание по завещанию миллионера Бенджамина Альтмана, которое прямо запрещает ее одалживать. Увы, на выставке не будет и знакового «Искусства живописи» из венского Музея истории искусств – австрийцы не захотели обеднять свою коллекцию даже на время. А «Астроном» работает на других гастролях – парижский Лувр на долгое время отдал его в аренду Лувру Абу-Даби.
Зато Рейксмюсеум выставит несколько произведений, принадлежность которых кисти Вермеера до сих пор остается под вопросом. Среди них – «Святая Пракседа», редкий пример религиозной живописи мастера, и небольшая «Девушка за верджинелом» из Лейденской коллекции миллиардера Каплана. По поводу «Девушки с флейтой» из Национальной галереи искусств в Вашингтоне даже вспыхнул небольшой скандальчик – в музее недавно объявили, что это работа мастерской Вермеера, а не его самого. На что кураторы Рейксмюсеума открыто возразили, добавив, что все «сомнения исчезнут, пока картина будет лететь к нам над океаном».
При подготовке к выставке многие произведения были подвергнуты серьезным научным исследованиям. Удивительно, но общепринятое представление о том, что художник работал медленно, в больших раздумьях, теперь должно быть пересмотрено. Да, его холсты создают ощущение созерцательности и задумчивости, однако удалось доказать, что писал он быстро и безошибочно, как говорили раньше — виртуозно.
Фото: wikipedia.org
Комментарии