Подмосковная Истра – и так очень популярное направление выходного дня, а теперь появился еще один весомый повод посетить ее в преддверии праздников и во время новогодних каникул. В Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» – очередной блокбастер, который вновь утверждает статус музея как крупнейшей региональной культурной площадки. С 9 декабря здесь начала работать выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». Посетители увидят 67 произведений известных мастеров XVII века – эпохи расцвета фламандского искусства. Среди них работы Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего. И самого Питера Пауля Рубенса – центральной фигуры этого периода развития европейской живописи.
Проект объединил работы из девяти музеев, среди которых Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Музей-усадьба «Архангельское», Воронежский областной художественный музей, Серпуховский историко-художественный музей, Тульский музей изобразительных искусств, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Ярославский художественный музей и, что особенно приятно, «принимающая сторона» – Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим». Кроме того, в экспозиции размещены работы из частных собраний Владимира Некрасова, Валерии и Константина Мауергауз, Дмитрия Гарибяна, Алексея Сёмина, галереи «Центр искусств. Москва».
Впервые на публике предстанут две работы Питера Пауля Рубенса и его мастерской из частной коллекции. Это «Коронование Роксаны Александром Македонским» из собрания Владимира Некрасова – полотно иллюстрирует популярный в классическом западноевропейском искусстве сюжет. И «Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира» – картина, которая должна была украсить восточное крыло Люксембургского дворца в Париже.
По замыслу авторов проекта произведения крупнейших мастеров – Рубенса, Ван Дейка и Йорданса – представлены на выставке в контексте первоклассных работ других живописцев фламандской школы. «Именно демонстрация разнообразия работ фламандцев и эволюции их жанровой типологии – основная смысловая ось выставки, – говорит куратор выставки, доктор искусствоведения, профессор Вадим Садков. – Другая ее важная задача – исследование проблемы взаимоотношений ярких творческих индивидуальностей, возглавлявших и организовывавших деятельность процветавших художественных мастерских, их учеников и ассистентов, коллективно трудившихся над исполнением многочисленных, подчас трудоемких, заказов».
Выставка дает повод и для размышлений об основных тенденциях, сходстве и различиях в подходе к коллекционированию работ старых мастеров в Западной Европе и России на протяжении трех последних веков. В России первые картины фламандских художников появились в начале XVIII века, когда в эпоху Петра Великого начались массовые закупки произведений западноевропейского искусства. Уже во времена царствования Екатерины II Императорский Эрмитаж в Санкт-Петербурге по праву считался обладателем одной из лучших в мире коллекций произведений фламандской школы. Также полотна фламандцев появились в собраниях аристократических семей: Шуваловых, Строгановых, Юсуповых, Шереметевых и Безбородко. В Фонтанном доме графа Николая Петровича Шереметева находилась, в частности, представленная на выставке картина Якоба Йорданса «Мелеагр и Аталанта».
В процессе подготовки экспозиции отобранные для показа картины были внимательно и всесторонне изучены. Некоторые из них получили новые атрибуции, во многих случаях также уточнены датировки и история прежнего бытования. Выпущенный к выставке каталог расскажет о развитии и многообразии фламандской живописи, истории коллекционирования фламандцев в России, а также о подходах к собирательству работ старых мастеров в Западной Европе и России на протяжении трех веков.
Выставка будет работать до 14 мая 2023 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии