В честь юбилея важнейшего представителя московского неофициального искусства Юло Соостера галерея «Веллум» 17 октября откроет выставку, посвященную его творчеству. Экспозицию «Юло Соостер. Линия сюрреализма» составят произведения, созданные им в 1960-е годы: живопись, графика, книжные иллюстрации, эскизы к мультипликационным фильмам.
Соостера называют одним из основателей московского концептуализма. А еще – наиболее европейским из всех советских шестидесятников: эстонское происхождение дало художнику доступ к западной культурной и философской базе, которую он умело использовал, создавая свои лучшие произведения в Москве. Кроме того, его смелые художественные приемы сделали шедеврами совместную работу с режиссером Андреем Хржановским над мультфильмами «Стеклянная гармоника» (1968) и «Внимание! Волки!» (1970).
Автор и куратор проекта Любовь Агафонова проводит выставки и издает книги, посвященные творчеству этого художника, на протяжении уже многих лет: «Соостер – эдакий мужчина северной Эдды, языческий воин с холодным сердцем европейца, живущего в замкнутом пространстве между морем, за лесом, там, где вокруг какие-то непонятные иные, будто из едва уловимого в волшебной сказке – отголоске мифа, хранящего память о прежней Родине, за далекими планетами, куда и посмотреть нельзя. Оттуда эти яйца, египетские тайные знания, смыслы… Оттуда эти можжевельники, какие-то удивительные конусообразные деревья, абсолютно фантастические в своей геометрии, оттолкнувшиеся от футуризма, предреволюционной пластики в русском искусстве начала ХХ века».
Юло Ильмар Соостер родился 17 октября 1924 года на острове Хийумаа в эстонской деревне Юхтри в семье крестьян. Окончил Государственный художественный институт в Тарту. Был репрессирован в 1948-м вместе с группой однокурсников: ему инкриминирована попытка захвата самолета. Приговорен к десяти годам, срок отбывал в Долинке (Карлаг). Работал пожарным, столяром, потом художником. Портреты зэков Соостер делал тайком, при обысках их нередко находили и швыряли в печку. Иногда рисунки, хотя и обгоревшие, удавалось спасти. Освобожден и реабилитирован в 1956 году. Жил в Москве. Оказался участником скандально известной выставки в Манеже, посвященной 30-летию МОСХа (1962). Умер от инсульта в октябре 1970 года в своей мастерской на Сретенском бульваре.
Как пишет Агафонова, «это художник, сравнимый с Магриттом, но смелее: куда бельгийскому сытому буржуа до истинного гения в шестидесятничестве, вопреки обстоятельствам жившего счастливую жизнь. В 42 года бежавшего от инфаркта и добежавшего до своих небесных можжевельников».
В экспозиции также будут представлены картины ровесников Соостера: Эрнста Неизвестного, Льва Нусберга и художников старшего поколения: космиста Бориса Смирного-Русецкого, а также учениц Павла Филонова – Алисы Порет и Ольги Глебовой.
Выставка будет работать до 1 декабря.
Фото: пресс-служба
Комментарии