4 декабря Фонд V–A–C открыл на Болотной набережной Дом культуры ГЭС-2 – институцию, не имеющую аналогов в России. Помимо прочих своих достоинств, этот общедоступный центр самых разных искусств стал единственным проектом выдающегося архитектора Ренцо Пиано, осуществленным в нашей стране.
Под синими трубами
«Я впервые не строю, а перестраиваю», – признавался Ренцо Пиано еще года полтора назад, показывая ограниченному кругу допущенных лиц еще не готовый объект. Казалось, Пиано, один из самых признанных и авторитетных архитекторов современности, соавтор (вместе с Робертом Роджерсом) проекта Центра Помпиду и плана застройки берлинской Потсдамер-плац, создатель музея Nemo в Амстердаме и Центра Пауля Клее в Берне, сам недоумевал, как могло случиться, что именно он взялся за совершенно несвойственное ему дело. Но, видимо, слишком велик был соблазн вернуть к жизни прекраснейшее здание, о существовании которого забыли или вовсе не знали многие москвичи.
В действительности то, что Пиано сделал с возведенной в 1904–1907 годах архитектором Василием Башкировым трамвайной электростанцией (в ГЭС-2 она превратилась позже), не ограничилось перестройкой и реконструкцией, сохранившей все жизнеспособные элементы исторического здания. Вместе с партнером бюро Renzo Piano Building Workshop (RPBW) Антонио Бельведере Пиано не просто вдохнул в старые стены новое содержание и придал актуальный смысл этому месту на берегу Водоотводного канала, в течение многих десятилетий почти заброшенному. Окрестности Дома на набережной – не самое популярное место в Москве. Публика, проходившая мимо кинотеатра «Ударник», если и заглядывала за угол, редко замечала восхитительную, сохранившую идеальные пропорции неоклассическую постройку с высокими окнами, устремленными в небо трубами и стеклянной крышей, спроектированной инженером Сушковым (но известно, что Шухов к ней тоже приложил руку). Все его несущие конструкции сохранены, формы стеклянной крыши и трубы вернулись – четыре стальные ярко-синие трубы, напоминающие о старой электростанции, но имеющие новое, благородное назначение: они забирают чистый воздух на 70-метровой высоте и закачивают его в систему вентиляции ГЭС-2. Это нововведение – одно из многих, гарантирующих экологичность здания. Тому же способствует и механизм сбора и очистки дождевой воды – летом ею будут поливать березовую рощу, высаженную между бывшей электростанцией и «Ударником», зимой сбор тающего снега позволит заметно сократить потребление воды. А установленные на крыше солнечные батареи даже в совсем не солнечной Москве обещают чуть ли не на 10% снизить энергоемкость. Эти технические детали вполне дают представление о той степени иновационности, которая отличает функционал бывшей электростанции и составляет ее суть.
Вместе есть и творить
ГЭС-2 – не музей в традиционном смысле этого слова и по большому счету даже не центр искусств. Это нацеленное на культуру общественное пространство, отсылающее как раз к упомянутому Центру Помпиду, в основе которого, как мы знаем, лежали идеи Fun Palace – Дворца развлечений, созданного в 1960-х британским архитектором Седриком Прайсом и лондонским режиссером Джоан Литтлвуд. О Прайсе говорят, что он придумывал архитектуру, способную подстраиваться под поведение людей, определяющую жизнь, помогающую обучению, способствующую отдыху.
Московский Дом культуры призван следовать этому примеру. Доступ сюда будет бесплатным – билеты придется покупать только на спектакли и концерты. Определяя суть новой институции, генеральный директор Фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика воспользовалась изобретенной в СССР формулой «дом культуры», освободив ее от идеологических аллюзий. «Это гениальная форма архитектурного/социального устройства пространства, – объясняла Мавика, когда реконструкция начиналась, – место, куда люди могли бы приходить общаться, творить, быть вместе. Где они вступали бы в новые отношения, совместно производили бы культуру».
Пять лет спустя идея сотворчества претворена в жизнь, и в соответствии с ней решено пространство ГЭС-2. В ее состав, кроме здания электростанции, входят еще «Своды», устроенные в бывших погребах водочного завода Ивана Смирнова, – 14 подземных купольных «ячеек», по 60 кв. м каждая, которые со временем были обстроены новым зданием и забыты. Приобретая для будущей резиденции фонда здание электростанции, учредитель Фонда V–A–C и владелец компании «Новатэк» Леонид Михельсон прислушался к мнению Ренцо Пиано и купил заодно и соседнее здание – чтобы снести. Как раз под ним и обнаружился бывший водочный склад, получивший название «Своды»: там устроили художественные мастерские, оснащенные самым современным оборудованием, от слесарного станка до 3D-принтера. Помимо прочего, там работают видеостудия и студия звукозаписи, а в одной из мастерских – пекарня. А над ними роща – 564 дерева и 80 тысяч кустов, отобранных в питомнике под Ярославлем и подаривших местному ландшафту новый горизонт.
Искусство диктует правила
Роща устроена на крыше двухуровневой подземной парковки. Знаменитый итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи, побывавший тут во время недавнего визита в Москву, не случайно назвал местный паркинг идеальным театральным пространством: его верхний уровень оснащен акустическим оборудованием – здесь есть все, что нужно для проведения зрелищных мероприятий, от больших спектаклей до вечеринок на три тысячи человек.
Главный же зрительный зал Дома культуры – Аудитория на 290–420 мест – устроен в трехэтажном кубе, примыкающем к дворовому фасаду. Прозрачной стеной куб обращен во двор, к открытому амфитеатру с еще одной, деревянной сценой – два смотрящих друг на друга зрительных зала дают простор для режиссерской фантазии.
Но основное содержание нового места обеспечивает сама бывшая электростанция, с восстановленной по проекту Башкирова башней, сохраненными историческими фасадами и несущими конструкциями. Площадка перед центральным входом теперь называется Пьяццей, а стометровый неф со стеклянным потолком на высоте 20 м – Проспектом. Оставаясь главной осью здания, он окружен теперь не техническим оборудованием, а помещениями иного назначения.
Фото: StefanStefano Goldberg/RPBW; пресс-служба
Комментарии