Музей русского импрессионизма и Политехнический музей открыли выставку «Свой человек. Владимир Гиляровский», посвященную «королю репортеров». Перед посетителями раскрывается Москва такой, какой ее видел знаменитый журналист и писатель, – от провинциального купеческого города 1880-х до динамично развивающейся столицы 1930-х. Именно такой предстает она на работах Ильи Репина и Василия Кандинского, Константина Коровина и Наталии Гончаровой, а также других живописцев и графиков. Художественную часть выставки дополняют предметы из фондов Политехнического музея.

Рассказ о Гиляровском начнется на втором этаже: разделы выставки познакомят с биографией журналиста и писателя, его скитаниями и окружением. Произведения Владимира Маковского, Абрама Архипова, Василия Верещагина представят, какой путь – от бурлака на Волге до автора сенсационных репортажей – прошел дядя Гиляй, прежде чем стал «своим человеком» для всех москвичей: и обитателей городского дна, и высших чинов, и артистической богемы. Галерея портретов познакомит с некоторыми из них – Федором Шаляпиным, Антоном Чеховым, Максимом Горьким и, конечно, самим Гиляровским. Посетителей встретит один из самых известных образов репортера кисти Сергея Малютина.

Героиней выставки станет и стремительно меняющаяся Москва конца XIX – первой трети XX века. Облик «Москвы и москвичей» на минус первом этаже музея проиллюстрируют работы преимущественно преподавателей и выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Валентина Серова, Иллариона Прянишникова, Константина Юона – и молодых авангардистов Ильи Машкова, Василия Кандинского, Ольги Розановой. Почувствовать нерв наступающего XX века помогут инсталляции современного художника Михаила Рубанкова.

Гиляровский застал удивительное время, которое прошло под знаком научно-технического прогресса. Теме смелых технических открытий и изобретений, повлиявших на жизнь людей сто лет назад, и новых прорывов, которые меняют нашу жизнь сегодня, посвящен спецпроект «Пространство технологий» на третьем этаже. Здесь представлены созданные в этот период новинки техники: телефон Белла, портативные фотоаппараты «Кодак», с которыми не расставался Гиляровский в поисках острых сюжетов, компактный телеграфный аппарат системы Ухина, модель светильника с электрической свечой Яблочкова, граммофон с мембраной завода «Электроприбор», велосипеды, киноаппараты, писчие перья, чернильницы, типографские литеры и другие предметы.

Тему научно-технического прогресса продолжит пространство от технологического партнера выставки – нейросети Алиса и умных устройств Яндекса. С помощью нейросети Алиса посетители смогут создать изображение дореволюционной Москвы, а также стать соавторами сборника «Москва и москвичи 2.0» и поделиться своей историей.

Выставка будет работать до 25 января 2026 года.

Фото: пресс-служба