С 26 июня Манеж Малого Эрмитажа принимает у себя выставку-блокбастер, посвященную величайшему коллекционеру французского модернизма Сергею Щукину. Посетители могут увидеть более 150 произведений из его знаменитого собрания, признанного одним из лучших в мире: 30 картин Анри Матисса, 40 произведений Пабло Пикассо, знаменитый «иконостас» Поля Гогена, включающий 15 работ, лучшие полотна Винсента Ван Гога, Клода Моне, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других. Уникальность выставки в том, что впервые будут наиболее полно показаны вместе те части коллекции, на которые она когда-то была разделена: и та часть, что хранится в Государственном Эрмитаже, и та, что находится в ведении ГМИИ им. А. С. Пушкина.
«Причина славы Сергея Ивановича Щукина не только в качестве и инновационном характере собрания Щукина, но и в драматической истории семьи Щукиных и в не менее драматической судьбе коллекции, – говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Не было бы такой жизни, не было бы такой коллекции. Этот русский купец из старообрядцев оказал большое влияние на развитие нового искусства в Европе. Все знают, что без его заказов многие шедевры не появились бы; мы знаем, что его художественные пожелания принимались во внимание не только Матиссом. Более того – Сергей Иванович дал всем прекрасный пример того, как влиятельный и уверенный человек не отвергает непонятное, ищет смыслы, колеблется в выборе, мучительно думает, решает. Хрестоматийная история о том, как он заставлял себя смотреть на раздражавшую его картину Пикассо, чтобы понять её, созвучна тому, как царь Петр заставлял своих соотечественников смотреть на странную и раздражавшую их Венеру Таврическую».
Выстраивая экспозицию, кураторы попытались воссоздать дом Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке в Москве, где хранилась его коллекция и куда с 1907–1908 годов был открыт доступ всем желающим. Она пользовалась большой популярностью. В путеводителях по Москве, изданных до 1914 года, особняк Щукина упоминался как одна из главных достопримечательностей города. Незадолго до революции 1917 года коллекционер, словно предчувствуя грядущие перемены и сложную судьбу своего собрания, подготовил план особняка и подробный каталог с описаниями и фотографиями авторской развески, которую в 1914 году запечатлел фотограф Павел Орлов. Эти материалы и легли в основу выставочного пространства в Манеже Малого Эрмитажа.
Экспозиция организована по «комнатам». Гости Щукина в первую очередь попадали на большую лестницу, где были вывешены знаменитые панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка». На выставке в Манеже «Танец» и «Музыка» также занимают почетное место, они видны сразу и практически из любой точки зала. После лестницы и Аванзала с небольшим ансамблем Матисса посетители оказывались в Музыкальном салоне, где находилась импрессионистическая живопись. Картины Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Пюви де Шаванна Сергей Щукин покупал в первые годы собирательской деятельности (1898–1904). В это время в его доме появились такие шедевры, как «Луга в Живерни» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега, «Оперный проезд в Париже» Камиля Писсарро и многие другие.
Следом за Музыкальным салоном в доме Щукина располагалась Розовая гостиная – на выставке эти пространства построены друг напротив друга. Оформлением этой комнаты занимался лично Анри Матисс, который посетил Москву по приглашению Щукина в 1911 году. В классическом интерьере были развешены «Марокканка Зора», «Портрет жены художника», «Нимфа и сатир», «Игра в шары», «Натюрморт с восточным ковром» – более 20 самых современных картин одного из самых модных художников начала ХХ века.
Уникальным пространством в доме Щукина была Большая столовая, декорированная произведениями Гогена. Современники называли его «иконостасом» – и это название закрепилось за комплексом. «Иконостас Гогена» впервые будет показан в полном составе с момента раздела коллекции Щукина между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Одной из главных премьер выставки станет «Жена короля» – картина, которой очень гордился сам Поль Гоген.
Самым необычным помещением была комната Пикассо. Сергей Иванович не сразу принял живопись Пикассо, но она очень интересовала его, была предметом долгих размышлений. 40 картин Пикассо были размещены всего на 25 кв. метрах, что производило на многих ошеломляющее впечатление. Как отмечают кураторы выставки, именно в этой комнате был острее всего слышен шум времени, разлом старого и привычного перед мировой катастрофой. В Манеже Малого Эрмитажа картины Пабло Пикассо представлены вместе с произведениями Жоржа Брака и Анри Руссо.
Выставка будет работать до 30 октября 2022 года.
Фото: hermitagemuseum.org, ar.culture.ru, artefact.culture.ru, mktnapirogovke.ru, newestmuseum.ru, pushkinmuseum.art
Комментарии