В здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке 24 ноября открывается очередной, четвертый проект в цикле графических выставок из собрания музея, посвященных культуре рубежа XIX–XX веков. Задача выставки «Герои и современники Серебряного века» – продемонстрировать стилистическую неоднородность изобразительного искусства этого периода. Проект рассказывает не только о главных персонажах художественной жизни обеих столиц, но и о незаслуженно забытых или не получивших должной известности художниках.
В первом зале обозначены художественные группировки, выставочные объединения, журналы-манифесты: «Мир искусства», «Весы», «Скорпион», «Золотое руно». Между ними велась порой очень острая полемика. Но тяготение к одному лагерю отнюдь не означало отказ от сотрудничества с другим. Перетекание участников – тоже одна из главных черт художественной жизни 1900-х годов, и она свидетельствует о том, что при всей разности деклараций соперники одновременно были и единомышленниками, поскольку их объединяла идея обновления.
Общая черта эпохи – видеть в фокусе портретного изображения человека творящего и человека воспринимающего: художника в маскарадном одеянии, актера в костюме, музыканта и посетителя кафешантанов и артистических кабаре, мецената и представителя художественной богемы, зрителя в ложе. Самым изысканным средством для создания эффекта приобщенности модели к миру искусства стали игра со стилем, исторические аллюзии. Виртуозными мастерами такого метода были, например, Константин Сомов и Валентин Серов.
Поиски новых тем сочетаются и с приверженностью графиков рубежа веков каноническим сюжетам истории искусства. Это явление исследует один из разделов выставки. По-своему интерпретируя мотивы окна, деревьев, фонтанов, арлекинад, прогулок, купальщиц, венер, художники раскрывают их новые смыслы и создают новые каноны. Безусловным фаворитом эпохи стала тема торжественных шествий, царских выходов. Чрезвычайно популярным был жанр «картин по русской истории», дань которому отдали практически все мастера. Реалистический идеал в трактовке исторического события уступает место эстетически выверенной идеализации истории в работах Андрея Рябушкина, Сергея Иванова, Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского. Однако если для петербуржцев характерна ностальгия по золотому веку отечественной культуры, уходящей эпохе дворянских усадеб, то для москвичей интересно наследие допетровской Руси, которое воспринималось как квинтэссенция подлинно национального духа.
Важный импульс в поиске нового пластического языка дало увлечение стилем модерн, с его интересом к фольклору, народным ремеслам, возрождению национальных традиций. Ярче всего новый русский стиль на рубеже столетий проявляет себя в прикладных видах искусства. На выставке этот стиль представлен графическими работами Врубеля, Поленовой, Головина, Билибина, а также будущих авангардистов Кандинского и Гончаровой. Одно из наиболее интересных направлений в поисках обновления языка – церковные росписи. В начале ХХ века произошел небывалый подъем в строительстве новых храмов. К их проектированию были привлечены лучшие художественные силы самых разных направлений: Михаил Нестеров и Наталия Гончарова, Николай Рерих и Сергей Чехонин, Виктор Васнецов и Кузьма Петров-Водкин. Из-за возникшей политической и экономической ситуации в стране этот огромный пласт художественной культуры дошел до наших дней по большей части лишь на бумаге. Графика сберегла идеи и имена авторов проектов, в том числе и незаслуженно забытых, таких как Валентин Щербаков и Василий Комаровский.
Продолжались поиски современных форм воплощения религиозных сюжетов и в станковых работах художников левого лагеря: Малевича, Филонова, Гончаровой. В этом разделе экспонируются произведения Василия Денисова, чье творчество мало известно зрителям. В работе «Памяти Врубеля» он препарирует композицию «Демона поверженного», прямолинейно «договаривая» то, что великий Врубель не дерзнул сказать. Для искусства последующей эпохи подобное эпатажное использование религиозных символов и иконографии, скрещивание сакральных и светских мотивов станет одной из характерных черт.
В последнем зале выставки представлена композиция Юрия Анненкова «Распятый Арлекин», где перекрещиваются, замыкаясь, сразу несколько линий нынешней экспозиции. Начало Первой мировой войны усугубило ощущение грядущих катастроф – самые простые мотивы обрели мистическую окраску. Символический смысл жертвоприношения считывается и в «Мяснике» Марка Шагала, и в «Кабане» Павла Филонова.
Выставка будет работать до 19 мая 2024 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии