Пушкинский музей представляет первую выставку итальянского натюрморта в России. Проект под названием «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» откроет посетителям новые имена и расскажет об обновленных атрибуциях. Всего в экспозиции, которая начнет работу 5 марта, будет показано 70 произведений из крупнейших российских собраний.
В представлении широкого зрителя жанр натюрморта ассоциируется прежде всего с Голландией. Итальянский натюрморт привлек внимание исследователей лишь в 1920-х годах и стал одним из открытий XX века. Интересно, что в российских собраниях находится большое число итальянских натюрмортов высокого художественного уровня. Они начали поступать в Россию еще при Петре I и Екатерине Великой, но до настоящего времени практически не становились предметом научного анализа. Многие из них массовый зритель никогда не видел, поскольку место их постоянного пребывания – запасники. Главная задача выставки – показать собранными вместе произведения из разных музеев и частных коллекций.
Еще один чрезвычайно важный аспект выставки – определение авторства произведений. Дело в том, что итальянские живописцы редко ставили на своих работах подписи, не говоря уже о датах. Многие атрибуции были уточнены и исправлены куратором выставки, доктором искусствоведения Викторией Марковой. Так, открытием стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко, одного из крупнейших мастеров XVII века. Прежде считалось, что на территории России нет ни одной его работы.
Многообразием натюрмортных композиций итальянское искусство заметно превосходит все прочие национальные школы. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо – на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков.
Имена, представленные на выставке, новы для российского зрителя – это неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванный Мальтезе, Микеланджело Черквоцци, флорентинец Якопо да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.
Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо из частного собрания, представленная в центре Белого зала. Его творчество вызывает большой интерес, особенно его антропоморфные портреты-метаморфозы, составленные из плодов, фруктов, предметов.
Выставка будет работать до 26 мая.
Фото: пресс-служба
Комментарии