В то время, когда любители искусства замкнуты внутри своих стран, к ним пытаются пробиться мировые шедевры. В мире наблюдается более активное перемещение ценностей.

Знаменитый «Голубой мальчик» Томаса Гейнсборо готовится пересечь Атлантический океан, чтобы в январе 2022 года оказаться в Лондонской национальной галерее. Экстраординарность этого вояжа имеет две причины. Во-первых, портрет юноши, написанный в 1770 году, – одна из самых узнаваемых и дорогих картин в Америке. С ним соперничает разве что портрет Джиневры де Бенчи из Национальной галереи в Вашингтоне. Во-вторых, «Голубой мальчик» за сто лет своего пребывания в Музее Хантингтона в Калифорнии ни разу не выезжал за пределы Америки. Когда в 1921 году герцог Вестминстерский продал полотно железнодорожному магнату Генри Хантингтону, с «Мальчиком», рыдая, прощалась вся Англия, так как сохранность работы не позволяла ее более перемещать.


Томас Гейнсборо. «Голубой мальчик». 1770 г.

И вот вопреки протестам реставраторов (особенно яростно против движения холста выступает Марк Леопольд из Фонда Гетти) шедевр отправится навестить родину. Почему это стало возможным? Ответ простой – в тот момент, когда ценители искусства лишены возможности свободно перемещаться, вместо них летит само искусство. Во всем арт-мире наблюдаются активные межмузейные вояжи. Так, например, сейчас Москва и Санкт-Петербург принимают коллекции позднесредневекового искусства из регионов Италии – из Умбрии (Эрмитаж) и Сиены (ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Фото wikimedia.org