Знаменитый махолет «Летатлин» после восьми лет пребывания в Третьяковской галерее, где он прошел реставрацию, возвращается в Центральный музей ВВС России.
В начале XX века, в эпоху расцвета русского авангардизма, все бредили небом. Успехи молодой авиации вдохновляли художников и поэтов. «Сознайтесь! / Разве сегодня не каждый из нас / За спиной чует алые крылья?» – вопрошал футурист Василий Каменский. Увлекся этой темой и Владимир Татлин, крупнейший представитель авангарда, один из родоначальников конструктивизма, художник, дизайнер и архитектор. Только он решил создать не аэроплан («Они от науки полетели, а не от органических способностей и чувств»), а машину, движителем которой будет мускульная сила: «Я полечу сам по себе, как дышу, как плаваю». Он рассматривал орнитоптер как способ дать человеку еще одну степень свободы передвижения: у каждого в прихожей должен стоять такой «воздушный велосипед»!
Экстравагантный летательный аппарат, работа над которым продолжалась около десяти лет (1923–1932), получил имя «Летатлин». При его создании использовался бионический метод конструирования – подражание анатомии птиц. Материалами послужили гнутое дерево, пробка, ткань и кожа, только крепления были алюминиевые и подшипники из стали. Размах крыльев, обтянутых тонким парашютным шелком, составлял 10 м, соотношение веса крыльев и корпуса 1 : 6, как у многих птиц. Пилот, подвешенный внутри ажурного «фюзеляжа» на ремнях, находился в горизонтальном положении, как на современном дельтаплане. Было создано три таких орнитоптера, и ни один толком не взлетел: при испытаниях крылья ломались от порывов ветра. Но шума в художественных кругах «Летатлин» наделал, попав в историю как программное заявление эпохи авангарда – воплощение мечты о свободном полете.
До наших дней целиком сохранился только один махолет. Он много путешествовал по выставкам не только России, но и других стран, экспонировался даже в Америке, и в переездах хрупкую конструкцию не раз повреждали. Памятник нужно было буквально спасать. Поэтому в 2016 году его передали на временное хранение из Музея ВВС в Третьяковскую галерею. Там в течение года была произведена масштабная научно-исследовательская реставрация, и в декабре 2017 года обновленный махолет вместе с другими произведениями Татлина представили в постоянной экспозиции Новой Третьяковки на Крымском Валу. И тогда же начались яростные споры, возвращать «Летатлин» в Монино или нет. Искусствоведы аргументировали тем, что к авиастроению «Летатлин» относится лишь косвенно, по сути это авангардистский арт-объект, поэтому место ему в стенах художественного музея. Собственно, в таком качестве сам автор и выставлял свое детище в 1932 году в Итальянском дворике ГМИИ им. А. С. Пушкина. С другой стороны, только благодаря ЦМ ВВС оригинальный махолет и уцелел, ведь когда после смерти Татлина в 1953 году все оставшиеся в его мастерской творения распределялись по музеям, ни один художественный музей его не взял. И вот официально было озвучено решение: Третьяковка возвращает «Летатлин» в Монино.
Фото: Dmitry Ivanov/commons.wikimedia.org
Комментарии