Лауреатом Притцкеровской премии 2025 года стал китайский архитектор Лю Цзякунь, приверженец лаконичных форм, простых материалов и подчеркнутого функционализма. Рассказываем о самых важных постройках архитектора.

Liu Jiakun

Музей каменных скульптур Луеюань

Первый большой проект бюро Лю Цзякуня Jiakun Architecture, этот музей был построен в 2002 году в родном для архитектора Чэнду. Планировка здания повторяет структуру традиционного китайского сада, где торжествуют простота, естественность и многообразие природных форм. Лаконичный бетонный объем музея, окруженный бамбуковым лесом с озером, и правда напоминает серую груду камней из классических садовых пейзажей. К музею ведет небольшая дорожка из бетонных палуб, имитирующая лесную тропу. Структура здания максимально открытая – в нем сделаны большие проемы, которые обеспечивают естественное освещение: так посетители смогут в полной мере насладиться обширной коллекцией статуй Будды.

Сычуаньский институт изящных искусств

В этом проекте 2006 года Цзякунь сделал акцент на ландшафт и локальные материалы. Корпуса Сычуаньского института изящных искусств аккуратно соединены открытыми галереями и вписаны в холмистый участок, благодаря чему не возникает диссонанса с окружающей застройкой. Скошенные крыши и «поломанные» фасады открывают панорамные виды на город и придают в целом лаконичному зданию динамизм. Комплекс выполнен из кирпича и бетона – самых честных материалов, как их называет сам архитектор.

Реконструкция пещерного района Тяньбао

Этот регион Китая славится производством крепких алкогольных напитков. На протяжении многих лет окруженные рекой пещеры Тяньбао, Дибао и Ренхэ используются как хранилище для готовой продукции одного из местных ликерных заводов. Однако благодаря масштабной реконструкции этой территории по проекту Jiakun Architecture в 2020 году рядом с пещерами появился еще и культурный центр. Основными строительными материалами стали бамбук и сталь: выполненные из них прутья переплетены в форме протяженной арки, она служит входом в центр. Сами павильоны сделаны из стекла и органично вписываются в горный ландшафт. Внутри культурного центра оборудованы выставочный зал и панорамный зал для приемов.

Сучжоуский музей императорского обжигового кирпича

Построенный в 2017 году, этот музей посвящен богатому наследию эпох династий Мин и Цин. Именно тогда была придумана технология изготовления «золотого кирпича», который активно использовался в оформлении роскошных дворцов и даже гробниц императоров. Образ печи послужил основой для архитектуры здания, которое представляет собой прямоугольный объем с трубой. Из главного выставочного зала по винтовой лестнице посетители могут подняться на эксплуатируемую крышу, где проходят лекции, выступления и временные выставки.

Музей часов и значков

Это часть масштабного Мемориала культурной революции, построенного в Чэнду на деньги китайского девелопера Фаня Цзяньчуаня. Он привлек к созданию кластера Лю Цзякуня, который спроектировал одно из самых впечатляющих строений Мемориала – Музей часов и значков, где представлены сотни экспонатов эпохи Мао Цзэдуна. Здание из красного кирпича и бетона вписано в существующий природный ландшафт и словно растворяется в нем – это ощущение создают высокие стены с экспозицией почти до самого потолка. Расположенные на нем световые люки пропускают внутрь солнечные лучи, акцентируя внимание зрителей на самых важных экспонатах. Выставочная галерея идет по всему периметру здания, благодаря чему пространство воспринимается особенно торжественно.

Офис Novartis в Шанхае

Образ традиционного китайского сада переходит у Цзякуня из проекта в проект. Так, узнаваемым символом офиса компании Novartis в Шанхае стал огромный, в шесть этажей, атриум, который выполняет функцию внутреннего двора с садом. Чтобы усилить это впечатление, архитектор использовал прием вертикального озеленения. Вообще, общественные пространства здесь занимают едва ли не больше места, чем офисы. Например, весь верхний этаж отдан под зону для отдыха с кафе и просторной верандой.

Примечательно, что при строительстве офиса Novartis были использованы кирпичи зданий (сам архитектор называет их кирпичами возрождения), разрушенных после сильнейшего Сычуаньского землетрясения 2008 года.

Фото: The Hyatt Foundation/The Pritzker Architecture Prize; Bi Kejian/The Pritzker Architecture Prize; Arch-Exist/The Pritzker Architecture Prize; Jiakun Architects/The Pritzker Architecture Prize