В рамках XIV Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2025» Мультимедиа Арт Музей на Остоженке показывает сразу несколько новых экспозиций.

Легендарные снимки фотографа Рино Бариллари, запечатлевшего Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Брижит Бардо, Софи Лорен и других кумиров XX века, можно увидеть на выставке «Король папарацци». Именно так окрестил Бариллари режиссер Федерико Феллини вослед герою его фильма «Сладкая жизнь», навязчивому репортеру Папараццо. За годы работы Бариллари и сам превратился в знаменитость. Снимая любимцев публики без предупреждения в неформальной обстановке, он регулярно оказывался участником потасовок: 165 раз попадал в больницу, 12 раз ему ломали ребра, разбили 78 фотоаппаратов и 40 вспышек. Бариллари быстро понял, что обычный снимок звезды, согласной сфотографироваться, не произведет большого впечатления, поэтому поджидал артистов и ослеплял их вспышкой. И хотя некоторые селебрити, понимая важность внимания прессы, сами провоцировали скандалы, нередко вторжение в частную жизнь не нравилось героям публикаций. Впервые с объектом своей съемки – номинантом на «Оскар» Питером О’Тулом – Бариллари подрался в 1963 году. Сейчас, когда фотографу уже 80, он ждет начала судебного процесса над Жераром Депардье. Актер накинулся на Бариллари в римском кафе на виа Венето в мае 2024-го.

Культовые портреты еще одного замечательного фотографа представлены в проекте «От Битлз до Гальяно. Звездная одиссея Жана-МариПерье». Его герои – главные мировые звезды второй половины XX века, определившие образ эпохи. За 12 лет работы в молодежном музыкальном журнале Salut les Copains, появившемся в 1962-м, Перье множество раз снимал битлов и роллингов, сопровождая их во время гастролей, за кулисами концертов и на записях альбомов.

В 1974 году Перье оставил фотографию и снял несколько полнометражных художественных и документальных фильмов, в том числе «Антуан и Себастьян» с Франсуа Перье и Жаком Дютроном в главных ролях. В 1980-е он делал в США рекламные ролики для крупнейших компаний от Ford до Coca-Cola. А в 1990-е годы вернулся к фотографии. Его сестра, главный редактор французского Elle, предложила ему сделать снимки известных кутюрье. Так появилась серия «Мир дизайнеров моды», в которую вошли портреты Жан-Поля Готье, Тьери Мюглера, Джорджо Армани, Сони Рикель и других модельеров.

Выставка работ классика портретной фотографии Валерия Плотникова, снимавшего выдающихся деятелей советского и российского искусства, включая Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского, Святослава Рихтера и других, называется «Герои своего времени». Легендарный кинорежиссер Григорий Козинцев точно определил Плотникова как фотографа-режиссера, который «задумывает фотографию как постановку». Каждый его снимок – сжатый до одного кадра фильм или спектакль. Каждая деталь художественного пространства продумана и осмыслена. Встречаясь со своим героем, Плотников создает для него индивидуальную среду: подбирает нужный фон, одежду, прическу, позу, реквизит, не оставляя места случайностям.

Работы фотографа постоянно печатались на обложках ведущих советских журналов, среди которых «Театр» и «Советский экран», выходивший миллионными тиражами.

Одним из главных героев Плотникова был Владимир Высоцкий. Плотников стал, по сути, фотобиографом артиста, он снимал его на протяжении 13 лет и сделал 283 черно-белых и семь цветных портретов. Благодаря Высоцкому Плотников познакомился с режиссером Юрием Любимовым – основателем популярнейшего Театра на Таганке, попасть в который в 1970-е годы было настоящим событием. Вскоре Плотников стал, по его собственному выражению, «придворным фотографом Таганки».

«Нам это снится» и «Между царствами» – проекты современного фотографа Дмитрия Булина, посвященные сюрреализму и интерпретации русской сказки. В проекте «Между царствами» автор обращается к русскому фольклору и обрядовым мотивам. Главный тренд современной отечественной культуры, русская сказка служит неисчерпаемым ресурсом для художников, продюсеров и режиссеров, модных дизайнеров. Изучая русские сказки, былины, предания и другие жанры фольклора, Булин пластически переосмысливает их сквозные темы и образы. Его герои путешествуют между двумя мирами: земным и потусторонним, водным и подводным – в сопровождении сирина, алконоста и других птиц. произведениями мировой культуры и искусства, их новом и актуальном прочтении. Проект «Нам это снится», созданный для издания The Blueprint в 2024 году в рамках специального выпуска, посвященного столетию сюрреализма, – оммаж важнейшему направлению, утвердившему новый тип художественного мышления. В своих работах Булин предлагает оригинальные интерпретации знаковых образов сюрреализма, представленных в произведениях классиков Сальвадора Дали («Слоны»), Рене Магритта («Украшенный»), Джорджо де Кирико («Песня любви»), Ман Рэя («Кики де Монпарнас»).

Еще одна новая выставка – продолжение цикла«Детективные истории из жизни музейного хранителя», в котором хранитель Борис Мисаланди приоткрывает тайны научной жизни музея. Как опытный детектив он реконструирует путь от загадок к разгадкам, показывает, как выглядит изучение фотографий и как проводится их атрибуция.

Также Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект Ирины Успенской «Легче, чем воздух». Живописные, графические, текстильные и керамические произведения объединены мотивом одуванчика. Именно этот цветок стал визуальным лейтмотивом работ Успенской, выполненных в самых разных техниках. Помимо живописных и графических работ, это и керамические произведения (вазы, фруктовницы, кувшины), отлитые по авторской форме. Они изготавливаются лимитированным тиражом, внутри которого каждый предмет уникален, потому что расписывается художницей вручную.

Фото: пресс-служба