Пушкинский музей открывает проект, посвященный нумизматическим памятникам эпохи Возрождения. Удивительные памятники своего времени, монеты ренессансной Италии были свидетелями важнейших событий. В этих предметах отразились не только эстетические поиски эпохи, но и политические, династические и экономические перемены.

Привычная для жителя средневековой Европы монета – это маленький плоский кружок с простейшими символами и иногда очень условными изображениями правителей. Однако в эпоху Возрождения люди открыли для себя античные монеты – крупные, рельефные, с яркими портретами и живыми образами на оборотных сторонах. Это не могло не повлиять на облик монет XV–XVI веков.

Весь юг Апеннинского полуострова находился под властью Неаполитанского королевства, где господствовала Арагонская династия. Даже в мелких бронзовых монетах времени Фердинанда I Арагонского заметны веяния новой эпохи: портрет короля на лицевой стороне индивидуален и выразителен, хотя и несовершенен. На оборотной стороне – изображение идущего коня, из-за чего эти монеты получили название cavallo («конь»).

Центр Италии занимали области, находившиеся под светской властью пап. Золотой дукат папы Евгения IV был свидетелем Ферраро-флорентийского вселенского собора 1438–1439 годов – встречи Востока и Запада. Папские монеты в XVI веке испытывали большое влияние медальерного искусства.

Монета. Италия, Папская область. Папа Евгений IV (1431-1447). Дукат. XV в. 1431-1447. Лицевая сторона

На римских крупных серебряных монетах помещались портреты понтификов, а на оборотных сторонах – изображения святых, сцены из Нового Завета, гербы и другие символы. На серебряной монете папы Льва X – изображение Христа, благословляющего апостолов, и легенда на латинском языке: pacem meam do vobis («Мир Мой даю вам»).

Монета. Италия. Папа Лев X (1513-1521). 1513-1521. Оборотная сторона

Болонья входила во владения Римской церкви, однако в конце XV – начале XVI века она стала культурным и университетским центром. Штемпели для очень редкой болонской монеты достоинством в 2 дуката вырезал Франческо Франча, который бессменно заведовал Болонским монетным двором.

Монета. Италия, Болонья. Джованни II Бентивольо (1494-1509). 2 дуката. XV-XVI в. 1494-1509. Лицевая сторона

Феррарский скудо начала XVI века, отчеканенный в период правления Альфонсо I д’Эсте, является истинным произведением монетного искусства. На его оборотной стороне изображены крест и девиз: in hoc signo vinces («Сим победиши»). Это отсылает к легенде о загадочном сне будущего римского императора Константина.

Миланское герцогство переживало в этот период большие династические перемены. Начиная с XIII века правителями там были герцоги Дома Висконти. Однако в 1449 году Франческо Сфорца занял престол и основал новую династию. В середине XVI века Миланское герцогство утратило независимость и попало под власть Испании. Герцогством управлял назначенный испанским королем губернатор, а на монетах чеканился портрет Филиппа II с титулом герцога Миланского.

Монета. Италия, Милан. Лудовико Мария Сфорца (1481-1494). Тестон. Лицевая сторона

Итальянские республики – Флоренция, Генуя и особенно Венеция – были чрезвычайно консервативны в отношении монетных типов. Монеты там – предмет практической необходимости и символ устойчивого республиканского правления. Венецианские монетные типы восходили к византийским образцам и сохранялись неизменными на протяжении столетий. На лицевой стороне изображался Христос в миндалевидном нимбе, а на оборотной – сцена передачи знамени от апостола Марка к дожу, имя которого указывалось в надписи. Легенда на лицевой стороне гласила: «О Христос, да будет Тебе посвящено герцогство, коим Ты правишь». Слово ducatus («герцогство») дало название золотой монете – дукат. Монеты этого периода стали свидетелями того, как менялась роль Венеции в мире, где изменились торговые пути после открытия Нового Света. Монеты Флоренции – флорины и гроссо – с XIII века носят изображении ириса – герба этого города. Они были свидетелями славы Донателло, Брунеллески, Боттичелли… В середине XVI века такие монеты сменятся новыми типами династии Медичи.

Всего на выставке можно увидеть 20 золотых, серебряных и бронзовых монет. Экспозицию дополнит карта Италии 1570 года из географического атласа Theatrum Orbis Terrarum Абрахама Ортелия, составленная Джакомо (Якопо) Гастальди, две итальянские скульптуры того же периода, а также произведения медальерного искусства XV–XVI веков: работы Антонио Пизанелло, Маттео де Пасти, Валерио Белли и других знаменитых медальеров эпохи Возрождения.

Выставка проходит до 15 октября 2023 года.

Фото: пресс-служба