Весной 1996 года в столице прошла I Международная фотобиеннале, а с ноября начал работать Московский Дом фотографии, позднее преобразовавшийся в МАММ. Проследить славную историю музея, сегодня одного из самых посещаемых не только в России, но и в Европе, можно по краткому «конспекту» под названием «МАММ25». Он представляет собой фото экспозиций и звезд мировой фотографии и современного искусства, многие из которых в итоге стали близкими друзьями музея (Сара Мун, Уильям Кляйн, Альберт Уотсон, Ребекка Хорн, Марк Рибу, Франк Орват и другие мастера). Это одна из девяти впечатляющих выставок, открывшихся 7 июня в рамках XIV Международного месяца фотографии в Москве Фотобиеннале–2022.
Экспозиция «#МАММлюди» продолжает юбилейную тему и включает в себя фотографии, которые посетители музея публикуют в своих соцсетях и посылают в соцсети МАММ, а также работы студентов Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.
Еще одна юбилейная выставка посвящена памяти Светланы Рословой. Художник-оформитель в прошлом, она почти восемь лет проработала в музее смотрителем и одновременно вела свой блог «Выставочные люди», пользовавшийся большой популярностью (на него были подписаны в том числе Паруйр Давтян, Сэнди Скогланд и другие российские и зарубежные художники).
Впервые в России МАММ показывает выставку одного из самых известных итальянских современных фотографов Габриэле Галимберти, в которую вошли серии «Домашняя аптека» и «Мой личный динозавр». В 2021 году Галимберти стал лауреатом премии World Press Photo в номинации «Портрет», и по сути работы, представленные сейчас в музее, также являются портретами. Мастер не только изображает самого человека, но и буквально выстраивает вокруг него мир принадлежащих ему и так или иначе характеризующих его вещей. Так, проект «Домашняя аптека» – о возможностях людей разных стран, разного происхождения, социального положения и мировоззрения позаботиться о своем здоровье. И благодаря Галимберти мы видим, что кто-то имеет в своей аптечке таблетки буквально от любого недуга, кто-то предпочитает лечиться травами, а кто-то – обходиться вообще без лекарств (или не имеет на них средств).
Ну а проект «Мой личный динозавр» демонстрирует новый тренд среди состоятельных коллекционеров, которые используют гигантские скелеты ископаемых животных в качестве декора своего жилища – будь то гостиная в замке Луары, особняк в Пекине или ранчо на американском Среднем Западе…
Из российских классиков в МАММ представлен Леонид Тишков. Главную часть экспозиции «Ближе луны только звезды» занимает знаменитый проект художника «Частная луна», посвященный бельгийскому сюрреалисту Рене Магритту, стартовавший почти 20 лет назад и продолжающийся по сей день. Фотографы разных стран снимали перформансы-инсталляции Тишкова в Москве, Берлине, Франкфурте, Линце, Красноярске, Лондоне, Париже и других городах. Помимо «Частной луны», побывавшей почти во всех частях света – от Арктики до Новой Зеландии, МАММ показывает и другие инсталляции Тишкова, в том числе «Дома-скитальцы», «Машину желаний» и «Переселение людей в космос».
Молодое поколение российских фотографов представлено на «Фотобиеннале–2022» творчеством Дмитрия Булина, победителя грантовой программы фонда Still Art 2021 года. МАММ показывает его первую персональную выставку. Ее латинское название – Codex Rescriptus – отсылка к греческому слову «палимпсест», что означает рукопись, написанную на пергаменте поверх другой рукописи. Этот принцип использовали и в Средневековье, когда по старым росписям в храмах или иконным изображениям писали новые. В трех сериях, показанных на выставке, Дмитрий Булин выстраивает диалог с произведениями Северного Возрождения, Итальянского Возрождения, а также кинематографа первой трети XX века. И, обращаясь к композиционным, стилистическим, семантическим составляющим художественных произведений прошлого, предлагает их современное прочтение и отражает проблемы сегодняшнего дня.
К 75-летию классика российской фотографии и главного летописца московского и ленинградского андеграунда 1980-х – 1990-х годов Сергея Борисова приурочена выставка «Сказка о потерянном времени». Виктор Цой, Джоанна Стингрей, Сергей Курехин, Катя Филиппова, Гоша Острецов и другие люди «новой культуры» периода перестройки смотрят с фото 25–30-летней давности, вызывающих в памяти многих щемящее чувство ностальгии.
МАММ также показывает три серии работ Игоря Мухина – «Москва» (1996–2000), «Париж» (1999–2000) и «Вена» (2002), необычайно тонко передающие атмосферу рубежа тысячелетий, ощущение грядущих в скором времени глобальных тектонических сдвигов.
И еще одна выставка музея представляет работы Валерия Юрлова, неоавангардиста второй половины XX века, создателя уникальной изобразительной системы, которую он последовательно развивает на протяжении всей жизни. «Было – стало» – название выставки отражает пластическую формулу, найденную когда-то Юрловым на берегу моря в местечке Гульрипше близ Сухуми. Во время прогулки он заметил консервную банку, разбитую волной. Сопоставив две формы – целую и видоизмененную, – Юрлов открыл универсальную метафору единства противоположных начал, составляющих основу мироздания: гармонии и хаоса, добра и зла, жизни и смерти.
Выставки будут работать до 31 июля.
Фото: пресс-служба
Комментарии