Кроме самых знаменитых и обязательных к посещению, в Париже есть множество прекрасных музеев, с которыми вы, возможно, еще не успели познакомиться. City World предлагает начать с этих четырех – в них сейчас проходят интересные выставки.

Фонд Louis Vuitton

Здание фонда, построенное по проекту Фрэнка Гери рядом с Климатическим садом Булонского леса, открылось в 2014 году. Архитектор добавил элементы, напоминающие о старинной оранжерее, в огромные стеклянные паруса, которые символизируют корабль

Франции, несущей свою культуру всему миру. По замыслу президента группы LVMH Бернара Арно (третье место в списке самых богатых людей мира Forbes за 2021 год), это пространство «открывает диалог с большой аудиторией и предлагает художникам и интеллектуалам платформу для дискуссий и размышлений». Коллекции произведений художников XX и XXI веков выстроены по четырем главным направлениям – «Созерцательное искусство», «Экспрессия», «Поп-арт» и музыкально-звуковое искусство в инсталляциях Пьера Юига и Марины Абрамович.

Выставка «Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства»

До 22 февраля 2022 года

Это вторая часть проекта, начатого исключительно успешным показом коллекции Щукиных здесь же в 2016 году. Выставка организована фондом Louis Vuitton, Государственным Эрмитажем, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереей. Впервые за пределы России вывезены 200 бесценных шедевров коллекции Михаила и Ивана Морозовых. Проведение выставки стало возможным благодаря личной договоренности с президентом России при участии Елисейского дворца. «Братья Морозовы глубоко чувствовали значение великих изменений во французском и европейском искусстве конца XIX века… Это свидетельствует, что в России очевидно присутствует европейский дух», – сказал на открытии выставки президент Франции Эммануэль Макрон. Будет интересно сравнить восприятие выставки зрителями в Париже и в Москве – в конце мая 2022 года она переедет в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Музей декоративного искусства

(Musée des Arts Décoratifs)

Расположенный в крыле Лувра на улице Риволи, этот частный музей предлагает погрузиться в европейское art de vivre от Средневековья до наших дней. Возможности для этого практически безграничны: собрание включает более 160 тысяч предметов, из которых в экспозиции можно увидеть 6000. Это и целые интерьеры (типа спальни королевского оруженосца из замка XV века в Оверни или золотого кабинета из авиньонского особняка XVII века), и коллекция средневековых гобеленов, и фарфор французских мануфактур Сен-Клу, Севр, Шантийи, Менесси-Вильруа, Се, и искусство модерна, и история современного дизайна в работах Филиппа Старка, Жана Дюбюффе, Жана Пруве, Широ Курамата, братьев Кастильони и Буруллек. А еще – богатые коллекции моды и текстиля, рекламы и графики. Но они бывают доступны только во время тематических выставок.

Выставка «Тьерри Мюглер: Couturissime»

до 24 апреля 2022 года

Первую ретроспективную выставку Тьерри Мюглера в Париж привез Монреальский музей изящных искусств, но французы воспринимают ее как возвращение блудного и неистового кутюрье, режиссера, фотографа и парфюмера через 20 лет в город, где он обрел свою славу. В иммерсивную выставку включены более 150 работ Мюглера с 1973 по 2014 год, а также фотографии (он десятилетиями снимал рекламу своего бренда), духи (ими благоухают некоторые манекены), музыкальные видеоклипы (он снял клип Джорджа Майкла Too Funky), фемботы и многое другое. «Не могу поверить, что все это сделал я», – сказал Мюглер на открытии выставки.

Музей Жакмар-Андре

(Musée Jacquemart-André)

Коллекции одного из самых красивых музеев Парижа живут в своем родном доме – бывшем частном особняке на бульваре Осман в 8-м округе. Его построил отставной военный Эдуард Андре (1833–1894), наследник одного из самых больших состояний Второй империи. Страстный коллекционер, он вкладывает полученное наследство в приобретение произведений искусства, и теперь ему есть где выставить свои сокровища. Через несколько лет он женился на успешной художнице Нели Жакмар (1841–1912). Молодожены объединили свои коллекции и занялись расширением теперь уже общего собрания. Из путешествий по Европе, Турции и Египту они привезли 207 скульптур и 97 картин. Еще пара приобрела семиметровую фреску, написанную Тьеполо в 1745 году во дворце Контарини-Пизани, недалеко от Падуи. Сделка вызвала скандал, пресса требовала запрета на вывоз работы из страны. Тем не менее фреска оказалась в Париже и украсила парадную лестницу особняка.

После смерти Эдуарда Андре Нели Жакмар унаследовала состояние мужа и продолжила расширение коллекции. Сама она умерла через 18 лет, в 1912 году, и по давней договоренности с мужем завещала все свое имущество Институту Франции. Год спустя в особняке открылся музей, названный именами супругов. Здесь, в сохраненных интерьерах буржуазного особняка XIX века, можно увидеть их невероятную коллекцию, состоящую, в частности, из основных работ великих мастеров фламандской живописи, французской живописи XVIII века и шедевров итальянского Возрождения. Учелло, Донателло, Боттичелли, Мантенья, Беллини, Карпаччо, Чима да Конельяно, Перуджино, Бернини, Каналетто, Рембрандт, ван Дейк, Франс Хальс, Рейнольдс, Гейнсборо, Фрагонар, Буше, Виже-Лебрен, Шарден, Юбер Робер – все имена невозможно перечислить.

«Боттичелли. Художник и дизайнер»

До 24 января 2022 года

Около сорока работ одного из величайших художников итальянского Возрождения и некоторых флорентийцев, на которых Боттичелли (1445–1510) оказал влияние. Не рассчитывайте увидеть программные работы типа «Весны» и «Рождения Венеры» – ретроспектива посвящена истории развития художника, начиная с мастерской Филиппо Липпи, где юный Боттичелли написал своих первых мадонн. Его талант и деловые качества позже привлекут к нему интерес со стороны Медичи, благосклонность которых поможет ему стать не только знаменитым художником, но и успешным предпринимателем. Когда он откроет во Флоренции свою собственную мастерскую, это будет настоящая лаборатория идей и коммерческая фабрика живописи. Художественное чутье помогало Боттичелли создавать уникальные творения и контролировать массовое производство картин силами многочисленных помощников. Самые престижные собрания Европы, в их числе Музеи Ватикана, Национальный музей Барджелло, Галерея Академии Флоренции и Рейксмузеум Амстердама, дали на выставку работы из своих коллекций.

Французский музей игральных карт

(Musée Français de la Carte à Jouer)

Это единственный во Франции и один из всего семи музеев игральных карт, которые существуют в мире. Здесь представлено более 7000 колод карт, 1000 гравюр, рисунков, плакатов и более тысячи предметов, связанных с карточными играми разных времен и народов. Есть даже редчайший комплект «карточных костюмов», созданных Андре Дереном для Русских сезонов Дягилева. Отмеченный в 1999 году европейской премией, Музей составляет единое пространство с галереей истории города Исси-ле-Мулино, северо-западного предместья Парижа. Музей расположен в современном шестиэтажном здании, а галерея – в историческом входном павильоне уже не существующего замка Исси, построенного в начале XIII века и принадлежавшего принцам Конти. Замок сожгли во времена Парижской коммуны 1871 года. Руины простояли еще сорок лет, а потом и их снесли. Кроме входного павильона уцелел еще один кусочек замка: незадолго до окончательного сноса Огюст Роден успел выкупить фронтон фасада и установил его в своем саду на вилле Брийан, рядом с Медоном. Здесь сейчас музей Родена, а сам скульптор похоронен под копией «Мыслителя», установленной прямо перед этим фронтоном.

Выставка «Иллюминированные карты Таро – шедевры итальянского Ренессанса»

с 15 декабря 2021 года

по 13 марта 2022 года

Расписанные вручную итальянские карты Таро (или Тарокки, итал. Tarocchi) с момента своего появления в XV веке завораживают знатоков и ценителей качеством живописи по золотому слою. Мода на эти роскошные карты возникла среди аристократов Северной Италии, когда в 1450 году Бонифачо Бембо для жены миланского герцога Сфорца нарисовал первую колоду из 78 карт. Они были слишком хороши, чтобы в них играть, – семья Сфорца просто наслаждалась обладанием этой красотой. Поэтому большая часть этой колоды хорошо сохранилась. Сегодня они живут в разных коллекциях – в Музее Моргана в Нью-Йорке, у наследников Сфорца, в Академии Каррара в Бергамо. Музей игральных карт очень гордится своей Колесницей, из миланской колоды середины XV века. Вокруг нее и еще двух «сестер» из той же колоды (Национальный музей Варшавы) и построена выставка. Кроме других миланских и флорентийских Таро здесь можно увидеть живопись, книги и предметы обихода того времени из полутора десятков музеев – Лувра , Национальной библиотеки Франции, Пинакотеки Брера, музеев Сицилии. Всего 70 предметов. Иллюминированные Таро дополняют картину итальянской ренессансной живописи. А такие экспонаты, как миниатюра из «Триумфов» Петрарки, традиционные расписные подносы для роженицы или богато иллюстрированные книги, проливают свет на исторический контекст.

Фото: fondationlouisvuitton.fr, Luc Boegly/madparis.fr, Alan Strutt/madparis.fr, Recoura Christophe/musee-jacquemart-andre.com, musee-jacquemart-andre.com, предоставлено Musée Français de la Carte à Jouer, museecarteajouer.com, 123rf.com