Новая независимая культурная институция в Москве, созданная по инициативе коллекционеров Андрея и Елизаветы Молчановых, начала работу 2 декабря. В основе музея – собрание из более чем 8 тыс. произведений, сформированное за 25 лет: от русского авангарда и советского неофициального искусства до актуальной живописи, скульптуры, инсталляции, фотографии и уникальной коллекции традиционного искусства Тропической Африки.

В музее нет постоянной экспозиции: здесь действует репертуарный принцип. Для открытия были подготовлены три крупные выставки: «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве», «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» и инсталляция Гриши Брускина Dies Illa.

На втором и третьем этажах музея скульптура встречается с живописью и графикой. В одном пространстве московская и петербургская скульптура второй половины ХХ – начала XXI века соседствует с живописью и графикой неофициального и актуального искусства. Пластические поиски Михаила Аникушина, Любови Холиной, Александра Игнатьева, Михаила Ершова, Евгения Ротанова, Дмитрия Каминкера, Роберта Лотоша, Сергея Чернова, Аллы Урбан и Кирилла Александрова разворачиваются рядом с работами художников, формировавших визуальный язык своего времени: Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Михаила Рогинского, Олега Кудряшова, Анатолия Белкина, Олега Васильева, Семена Файбисовича, Юрия Злотникова, Элия Белютина, Леонида Борисова и других. Такое сопоставление показывает, как скульптура выходит за пределы пьедестала, а живопись – за рамки плоскости, создавая единое поле оптических, пластических и смысловых напряжений.

На четвертом этаже «Коллекции. ЗИЛАРТ» открылась крупнейшая в России экспозиция традиционного искусства Западной и Центральной Африки – собрание из более чем тысячи артефактов, созданных мастерами десятков народов. Это первое масштабное и долгосрочное музейное высказывание о том, как устроен мир образов, ритуалов и пластики Тропической Африки, и о том, какое влияние он оказал на художников европейского модернизма: Пабло Пикассо, Анри Матисса, Амедео Модильяни, а также на кубизм, экспрессионизм и фовизм в целом.

Коллекцию формировал почти 30 лет художник Михаил Звягин, и ее отличает интуитивный, «художественный» принцип отбора: выразительность важнее атрибуции, сила образа значительнее даты создания. Экспозиция построена как система тематических групп – «островов», каждый из которых отдан ключевым архетипам африканского искусства: предкам, посвящению, власти, оружию, магии, тайным обществам, детству, памяти, животным символам и плодородию земли.

Пятый этаж занимает масштабная инсталляция Гриши Брускина – одного из самых значимых художников, вышедших из среды советского неофициального искусства. Его произведения находятся в крупнейших музейных собраниях мира, а проект Dies Illa, созданный специально для «Коллекции. ЗИЛАРТ», раскрывает его метод в полном объеме. Инсталляция развивает темы, впервые представленные на Венецианской биеннале 2017 года («Смена декораций»): архетипы, мифологические образы и мотивы массовой визуальной культуры превращаются у Брускина в драматическое размышление о человеческом присутствии в мире. Художник объединяет скульптуру, объект, свет, тень и театральную пластику, создавая пространственную композицию, где каждая группа фигур существует как самостоятельный эпизод – напряженный, кульминационный, вне линейного времени.

«Проект Dies Illa наполнен образами и метафорами, в которых тревоги и катастрофы современности предстают в обличье аллегорий и притч о судьбе смертного человека, его ошибках, упованиях и страхах, его смятении и его вере. О пребывании на пороге смерти и нового мира», – рассказывает Гриша Брускин.

На террасе пятого этажа музея представлена инсталляция Александра Бродского – художника-архитектора мирового уровня, одного из основателей «бумажной архитектуры», участника Венецианской архитектурной биеннале и автора работ, вошедших в собрания Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, MoMA и Tate Modern. Вслед за спроектированным для квартала Зиларт «Домом с голубями» – зданием, где на карнизе установлены крупные скульптуры голубей по эскизам Бродского, – художник создал здесь еще один «городской дом» – «Приют невинных».

Просветительская программа музея «Коллекция. ЗИЛАРТ» включает лекции, перформативные форматы и арт-практики становятся инструментами для осознанного опыта, внимания к себе и диалога с окружающей средой.

В декабре состоится первый в России показ графического балета «Трапеция» Ярослава Шварцштейна в исполнении квинтета «Персимфанс» под руководством Петра Айду, цикл архитектурных встреч и прогулок с ведущими российскими архитекторами, авторами домов в квартале Зиларт, пройдут лекции искусствоведа Кирилла Светлякова и встречи по психологии искусства Натальи Бехтеровой.

Фото: пресс-служба