С опозданием на один год возобновила работу подлинная Мекка всех стилистов и фэшн-инфлюенсеров. Легендарный Музей моды (MoMu) в Антверпене с помощью бюро B-architecten (оно следовало за первоначальным проектом Мари-Хоcе ван Хи) расширило площади до 2000 кв. м и полностью обновило экспозицию. Собственно, от экспозиции почти ничего и не осталось. Теперь почти все пространства отданы под выставки.

Хотя в коллекции музея более 35 тысяч экспонатов, произведения показываются выборочно, а не всей массой. Здесь делают ставку на артистические шоу. Первое – знаменитые бельгийские кружева («Взгляд сквозь кружево Антверпена»). Впрочем, одной Бельгией не ограничилось. Кураторы собирали экспонаты со всего мира – от пышных воротников XVI столетия до жакета Givenchy c кружевными деталями, созданного Александром Маккуином в 1996 году. Причем размещена эта выставка в разных местах – кроме самого музея, задействованы еще четыре пространства, связанные с кружевной историей города. История кружева – это часть истории Антверпена, и теперь она превращена в своеобразный квест.

Однако главный аттракцион и то, что привлекает модников в Антверпен, – творения знаменитой шестерки. Напомним, что в начале 1980-х шесть выпускников местной Академии изящных искусств перевернули представление об актуальной одежде и выступили как подлинные авангардисты: Вальтер ван Бейрендонк, Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен, Дирк ван Саен, Дирк Биккембергс и Марина Йи. Сегодня к этой группе заслуженно причисляют Мартина Маржелу, окончившего академию двумя годами позже. В чем достижение этих фэшн-художников? Об этом написаны десятки книг и изданы сотни альбомов, раскрывающих секреты их мастерства. Если же говорить грубо и просто, после французской роскоши и гламура наступило время хулиганства, деконструкции, дикости и сексуальности. Все это, на удивление, не отменяло вкус, умение работать с формой и колоритом. Именно об этом и антверпенский музей – об умении быть революционером, не отрицая основ искусства.

Впрочем, мода – это не только конкретные дизайнеры. Сейчас в музее развернулась выставка E/MOTION. Fashion in Transition («Мода в переходный период»), которая показывает важность «общественного запроса». Речь идет о взаимном влиянии: каким образом мировые и социальные проблемы отражались в моде и, наоборот, как идеи фэшн-индустрии изменяли общество. К слову, весь музей более всего нацелен на просветительство и изменение будущего. Об этом свидетельствует библиотечное собрание из 15 тысяч книг, электронный архив модных журналов и лучшая цифровая база фэшн-изображений.

Остается добавить, что музей находится на улице с громким названием Национальная (Nationalestraat 28), в здании XIX века, которое раньше было универмагом мужской одежды. И еще это одно из самых поэтических мест Антверпена – там на площади реально стоит замечательный памятник фламандскому поэту Теодору ван Рейсвейку.

Фото: momu.be, Matthias De Boeck/momu.be, Stany Dederen/momu.be