Крупнейшая за четверть века реэкспозиция произошла в Музее Востока. С тех пор как в 2000 году состоялось торжественное открытие залов «Искусство Индии», происходила лишь регулярная смена экспонатов из текстиля, которые требуют особых условий показа из-за губительного воздействия света. На этот раз не только заменили ткани, но и добавили 17 произведений. Вместо кашмирской шали, требующей внимания реставраторов, посетители увидят шелковые ткани и парчу.

Центром одной из витрин было скульптурное изображение важнейшей индуистской богини Дурги. Она создана в традиционной бенгальской технике «шолапит» из тростника шола. Богиня представлена в облике прекрасной многорукой женщины, восседающей на тигре. В эту витрину добавили репродукцию нарисованного в технике «калигхат» полукруглого фриза «чалчитра» – декоративного элемента индуистского храма с изображениями мифологических сцен.

Другая скульптура – небольшое бронзовое изображение Дурги Махишасурмардини (побеждающей демона Махишу), создана в Южной Индии в XIX веке. Еще одна восседающая на тигре богиня Дурга изготовлена в середине XX века мастерами в округе Бастар – это предмет из недавно подаренной музею коллекции известного журналиста-международника и дипломата Сергея Кармалито.

Скульптура богини и композиция с мифологическими персонажами выполнены в технике дхокра. Это традиционное искусство литья по выплавляемым восковым моделям из сплавов на основе меди в индийских селениях практикуется веками. Созданные в технике дхокра изделия отличаются характерным декором поверхности, в котором сплетены параллельные и спиральные линии, решетчатый узор и элементы зерни. В обновленной экспозиции шесть таких скульптур.

Напротив витрины с Дургой выставлена коллекция глиняных и металлических ритуальных скульптур, созданных ремесленниками округа Банкура в Западной Бенгалии, где особое распространение получило почитание богини змей Манасы. Считается, что Манаса защищает от несчастий и болезней, оберегает и исцеляет от укусов змей, отгоняет злых духов, а также связана с культом плодородия.

К алтарям двух самых важных божеств, которым поклоняются в районе Банкура, – Манасы и Дхармараджа (бога Солнца) деревенские жители делают подношения, расставляя в местах для поклонения сотни терракотовых фигур лошадей и слонов. Их изображения, связанные с культом духов предков деревни и олицетворяющие богатство, власть и невероятную силу, могут быть небольшими, легко помещающимися в ладонь, или огромными – выше человеческого роста. В экспозиции представлены скульптуры коней, искусно вылепленных из глины, а также отлитых из металла в технике дхокра.

Фото: пресс-служба