«“Свет золотой луны”. Лаковое искусство Мьянмы» – так называется выставка, приуроченная к 75-летию независимости Республики Союз Мьянма, которая откроется 19 мая в Государственном музее Востока. Впервые в России будет масштабно продемонстрированы произведения пан-юн (лаковое ремесло). Посетители увидят более 100 лаковых изделий XVIII–XX веков из собрания музея.

На экспозиции можно будет проследить за историей и развитием технологии лакового производства, восходящего к I тыс. н. э. – уже тогда лак использовали в декоре культовых памятников. Как самостоятельное искусство пан-юн начинает складываться в XI–XIII веках, в период существования Пагана – первого мьянманского государства, а подлинного расцвета достигает при династии Коунбаунов (1752–1885). Изделия из лака делали по специальным королевским заказам, преподносили послам, знатным иноземцам, включали в состав даров другим правителям. Жители страны и сегодня дарят их друг другу в знак признательности, пожелания благополучия.

Широкое применение лака, называемого в Мьянме, как и само лаковое дерево, титси, основано на его особых свойствах. Он делает поверхность изделий водонепроницаемой, теплостойкой и прочной, защищает от гниения и насекомых, он декоративен, легко полируется и долго сохраняет блеск. На выставке можно увидеть предметы, показывающие длительный и трудоемкий процесс производства лаков, насчитывающий до 40 этапов.

Самой оригинальной в лаковом искусстве Мьянмы признается техника полихромной гравировки. Представленная на выставке шкатулка XIX века с фигурками птиц на фоне растительных завитков – самое раннее поступившее в музей произведение, выполненное в этой технике. Так же украшены сундуки, столики, подносы, коробочки для сигарет (чарут), шкатулки для уникальной мьянманской пудры танакхи, которая обладает, как считают мьянманки, удивительно омолаживающим и защитным эффектом.

Наиболее значимой областью применения лака является культовая сфера, которую иллюстрирует в экспозиции ряд памятников. Среди них – голова Будды конца XVII – XVIII века, скульптуры сидящего в «европейской позе» и переходящего в нирвану Пробужденного, две статуэтки буддийских монахов. Все они сделаны в технике «сухого лака», называемой в Мьянме «юн пхэя», что означает «лаковый Будда». Каркас подобных фигур формируют из глины, лаковой массы или бамбука, который потом покрывают тканью, бумагой, толстыми слоями грунта, лака и золотят.

На выставке представлены также станковые лаковые картины – новый вид в искусстве пан-юн, начавший развиваться с середины XX века. Его расцвет падает на 1960–1990-е годы, которыми датируются все картины из собрания Музея Востока. В их тематике главное место закономерно занимают буддийские образы: «Сон Майи», «Рождение Будды», «Отпечаток ступни Будды», «Четыре сцены из жизни Будды» и другие, выполненные в технике полихромной гравировки.

Выставка будет работать до 2 июля.

Фото: пресс-служба