Более 70 работ из собраний Государственной Третьяковской галереи, семьи художника Юрия Злотникова и частных коллекций собрано на экспозицию «Сигнальная система». В нее войдут 64 произведения из одноименной серии «Сигнальная система» (1957–1962), ключевой и самой известной в творчестве автора, и десять работ из серии «Протосигналы». В таком объеме серии будут представлены впервые, большая часть произведений ранее не экспонировалась. Работы двух циклов аналитической абстракции по праву можно назвать первыми авангардными произведениями второй половины ХХ века, а также началом science art в России.

Пионер послевоенного беспредметного искусства, Юрий Злотников создает в 1950-х годах «сигнальную систему» как азбуку знаков, основанную на воздействии цвета, формы и композиции на зрителя. «Сигналы» – главное понятие в зарождавшейся тогда кибернетике. Заклейменная в предыдущие годы как лженаука, она открыла для художника новые способы познания, изучения психологии людей и мира в целом. В «Сигналах» художник исследует различия между цветом и светом, линией и фигурой, статикой и динамикой. «Сигналы» знаменуют начало новой эры, которую Злотников первым почувствовал и передал. В его работах звучат сигналы, которыми было пропитано то время надежд и предвосхищения будущего.

«Протосигналы» создавались параллельно с серией «Сигнальная система», но в более короткий временной промежуток – с 1957 по 1958 год. «Протосигналы» в большей степени связаны с научным моделированием: они лишены цвета и имеют сходство с чертежами и схемами в научной литературе.

К выставке подготовлен каталог, запланирована обширная публичная программа с привлечением ученых-математиков, а также состоится презентация книги Юрия Злотникова «У истоков „Сигнальной системы“».

Выставка будет работать до 14 июля.

Фото: пресс-служба