Начинается сезон охоты на главные тренды и имена арт-мира. Сразу в нескольких точках открываются громкие ярмарки и биеннале, где будут представлены проекты и произведения, почти два года ждавшие встречи со зрителем. Преодолеваем ковидные препоны – и летим навстречу прекрасному. Не забудьте также, что Венеция с ее Архитектурной биеннале ждет вас до 20 ноября. А все остальное – в нашем обзоре.

Уральская индустриальная биеннале

2 октября – 5 декабря

Парадоксально, но факт: Екатеринбург, присовокупив другие города Уральского региона, оказался российским арт-триггером. Проходящая здесь биеннале сохранила и международный статус, и самую актуальную повестку. Москве остались только ярмарки да музейные гастроли. В этом году три приглашенных куратора Чала Илэке, Аднан Йылдыз, Ассаф Киммель, работавшие по преимуществу в немецких галереях и театрах, следуя теме смотра (переиначенные библейские строчки «Время обнимать и уклоняться от объятий»), сделают акцент на перформансах и разного рода иммерсивных акциях. В центре внимания будет также важная художественная дата – 100 лет антиутопическому роману Замятина «Мы». Есть ощущение, что с каждым годом эта книга становится актуальнее. Перечитайте перед поездкой.

«Арт-Базель»

24–26 сентября, VIP-превью – 21 сентября

Самая богатая и престижная ярмарка современного искусства хотя и погрузилась в онлайн-пространство (Art Basel открыл специальный проект, где каждая галерея демонстрирует свои запасы в Online Viewing Rooms), по-прежнему делает ставку на реального посетителя. В огромном ангаре выставочного центра Базеля расположатся 272 галереи из 33 стран. Особое внимание стоит обратить на те галереи, которые устраивают шоу одного художника, – так распознаются звезды и тренды. Для примера: галерея Kasmin представляет картины Ли Краснер, супруги и соратницы Джексона Поллока. Многие современники резонно считали Краснер много талантливее ее знаменитого мужа – настало время женского реванша. Художница, блещущая сегодня, – Капвани Киванга, лауреат Премии Дюшана 2020, которая создает цветочные инсталляции, – на стенде галереи Jérôme Poggi. Иными словами, здесь сплошь haute couture художественного мира. Если не успеваете в Швейцарию, отправляйтесь в декабре на Art Basel в Майами.

Афинская биеннале

24 сентября – 28 ноября

Буквально по поговорке: где-то убыло, а где-то прибыло. Стамбульская биеннале объявила о переносе своего фестиваля на следующий год, зато греческие Афины заверили о предстоящем открытии и увеличили свой рейтинг. Хотя тема и название афинского смотра довольно мрачные – Eclipse («Затмение»), направленность выставок и акций вполне оптимистичная. Тем более что особый фокус будет сделан на невероятно популярном сейчас искусстве Африки (и африканской диаспоры). Одними из кураторов программы АВ7 являются модные художники группы Omsk Social Club из Берлина: они строят свое искусство на принципах вовлечения зрителя, актуализируя любые партиципаторные практики (от компьютерных игр до рейвов). Другими словами, в Афинах не стоит искать классические статуи или картины. Здесь будет много экранов и проекций.

Парижская ярмарка современного искусства (FIAC)

21–24 октября

Две большие интриги парижского арт-дефиле держат в напряжении весь мир. Первая – традиционная: что же в этот раз поставят на Вандомской площади, которую отдают на откуп какому-то огромному объекту актуального художника. Вторая – как расположатся во временном Большом дворце на Марсовом поле (Grand Palais Ephémère) почти 160 галерей. Будут также экспозиции в пристройке у Эйфелевой башни и в луврских Садах Тюильри. С учетом довольно сильных карантинных ограничений в Париже во все это буйство арта на площадях и в парках верится с трудом. Но если все состоится и вы попадете во французскую столицу, вас ждет общенациональный праздник. Нередко FIAC обвиняют в излишней тяге к декоративности и салонности. Однако в сегодняшней ситуации французские шарм и легкость совсем не повредят. 

Биеннале в Сан-Паулу

4 сентября – 5 декабря

Перенесенная с прошлого года Bienal De São Paulo, подобно афинскому фесту, предлагает веселиться, несмотря на экзистенциальный мрак. Конечно, основное внимание будет приковано к главному проекту с характерным названием «Темно, но я пою», который создал куратор Якопо Кривелли Висконти в павильоне Ciccillo Matarazzo. Однако к 70-летию этого смотра (впервые биеннале в Бразилии прошла в 1951 году) подготовлена столь большая программа, что ее не пересмотреть и за отведенные три месяца. Здесь и выставка итальянского модерниста Джорджо Моранди в Залах Банка Бразилии, и посмертная выставка живописца Антонио Диаса, и перформансы американского хореографа Таджела Харрелла, первое бразильское шоу Алекса Кэтса… Если учесть, что в Южную Америку нынче легче улететь, чем в Европу, Сан-Паулу может стать одним из главных арт-направлений сезона.

Фото: Анна Марченкова, pravmin.gov74.ru, orreiobraziliense.com.br, mohrizm.net, entretenimento.r7.com, artrabbit.com, fiac.com, Lauren Satlowski and Bel Ami/Los Angeles, Alex Ayed and ZERO/Milan, @victoriamiro, eclipse.athensbiennale.org, Zhu Jinshi and Blum & Poe artbasel.com, Thomas Schütte and Frith Street Gallery /artbasel.com, The Destina Foundation and Alison Jacques artbasel.com, Claudia Comte and Museo Nacional Thyssen-Bornemisza/artbasel.com, Annika Elisabeth von Hausswolff and Andréhn-Schiptjenko/artbasel.com, Carl Andre and Konrad Fischer Galerie /artbasel.com, christian berst art brut, O.H. Dancy/предоставлено автором, Through the Flower Archives, Stathis Mamalakis, Предоставлено автором и Monique Meloche Gallery/Chicago, Athanasios Gatos, Nysos Vasilopoulos.