«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» – так называется выставка, которую можно будет увидеть в Еврейском музее и центре толерантности с 3 ноября 2024 года по 27 февраля 2025 года. Она посвящена одной из самых известных художниц русского авангарда. Любовь Попова прожила всего 35 лет, но оставила после себя впечатляющее наследие. В экспозиции – более 280 живописных и графических произведений художницы и ее современников, в том числе Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Ле Фоконье, Казимира Малевича, Александра Веснина, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой, а также эскизы тканей, биографические документы и фотографии, многие из которых будут показаны впервые.
Всего на выставке семь залов, где представлены произведения живописи и графики Любови Поповой, ее учителей и единомышленников. Кроме того, в отдельные пространства вынесены фото и другие документальные материалы, связанные с семьей и друзьями, коллегами. В основных залах представлены зарисовки, которые были сделаны во время путешествий по России, Италии и Франции, кубофутуристические работы, супрематические эксперименты и произведения цикла «Живописная архитектоника». Завершающий этап творчества Любови Поповой – конструктивизм и серия «Пространственно-силовые построения». После этого художница отказывается от живописи и обращается к производственному искусству.
На выставке представлены работы Поповой для театра. Для легендарного спектакля Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец» она разработала первую конструктивистскую сценическую установку, которой посвящен специальный мультимедийный проект в одном из залов. Также отдельный зал посвящен работе Любови Поповой в текстильном дизайне – это был ее последний и наиболее плодотворный период творчества.
Соорганизатор выставочного проекта Государственная Третьяковская галерея предоставила из своих фондов более 100 предметов, включая живопись, графику, архивные документы и рукописи. В выставочном проекте принял участие 21 музей, включая ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Театральный музей им. А. А. Бахрушина, Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Тульский музей изобразительных искусств, Смоленский государственный музей-заповедник, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко, Пермская государственная художественная галерея и другие музеи. Часть документов и материалов предоставлена Российским государственным архивом литературы и искусства, Государственным архивом РФ, Российским государственным архивом экономики и Российской государственной библиотекой. Также в экспозицию включены произведения из частных собраний и фондов. Коллекция Георгия Костаки в Музее современного искусства города Салоники, хранящая около 200 работ Любови Поповой и связанных с ней архивных материалов, предоставила цифровые копии для экспозиции и каталога.
Каталог к выставке подготовлен в виде расширенной публикации и представляет собой отдельный интерес для исследователей, так как помимо выставочных экспонатов в него вошли и многочисленные дополнительные материалы, часть из которых публикуется впервые. В нем опубликованы тексты ведущих историков искусства: Игоря Смекалова, Андрея Сарабьянова, Марии Липатовой, Кристины Лоддер, Дарьи Колпашниковой, Любови Четверухиной, Ирины Мироновой.
Публичная программа, подготовленная совместно с Государственной Третьяковской галереей, будет проходить на площадках двух музеев и завершится в конце февраля 2025 года Международной научной конференцией им. Ирины Прониной, посвященной Любови Поповой и ее современникам.
Фото: пресс-служба
Комментарии