9 января знаменитому режиссеру и художнику Сергею Параджанову исполнилось бы 100 лет. Его жизнь, оказавшаяся куда короче — всего 66 — вместила в себя множество ярких и неординарных событий. Вот лишь несколько штрихов к его биографии.
Любовь к старым вещам
Вероятно, Параджанов перенял ее у отца, который торговал антиквариатом. При этом сам Сергей Иосифович трепетно относился даже к простым безделушкам и умел увидеть нечто драгоценное даже в откровенной рухляди. Его жилище было заполнено старинной мебелью, древними иконами, красивыми тканями… Как истинный эстет он любил, когда были тонко нарезаны хлеб и сыр, облачал своих гостей в невообразимые наряды, словно создавал из неприглядной действительности свой волшебный мир. Но в то же время легко расставался с вещами: мог сделать царский подарок незнакомцу, иногда даже передаривал преподнесенный ему предмет. И превращал это в ошеломляющий мини-спектакль.
Признание в 40 лет
Первые фильмы Параджанова не поразили и современников. Они были вполне мейнстримными, в духе соцреализма: ничто не предвещало появление новой звезды. Но все изменилось после того, как Параджанов посмотрел «Иваново детство» Андрея Тарковского (1962). Два года спустя он снял ленту «Тени забытых предков» — странную и поэтичную историю гуцульских Ромео и Джульетты, совершенно непохожую на его прежние работы. Эта картина сделала его одним из лидеров «советской новой волны», а также удостоилась премий кинофестивалей в Риме и Салониках.
Человек ренессансного масштаба
У Параджанова был красивый драматический тенор, он знал наизусть все оперы, которые шли на сцене Тбилисского оперного театра. Собственно, он ехал покорять Москву как певец и даже учился в Московской консерватории, но затем переключился на кино. При этом до конца жизни его не отпускала другая страсть — изобразительное искусство. Он делал удивительные коллажи — из черепков, павлиньих перьев, старых елочных игрушек, куколок и даже прищепок. Его киноленты, особенно «Цвет граната» (1968), напоминали красочные статичные коллажи. Когда слишком свободолюбивый и острый на язык он оказался за решеткой, даже этот страшный, чужой для себя мир он старался «вылепить» под себя — и учил заключенных создавать коллажи.
Дружба с Лилей Брик
С музой Маяковского Параджанов познакомился в 1973 году. И на первую встречу пришел не с обычным букетом, а с огромной фиалкой в цветочном горшке. Они мгновенно подружились — эксцентричная Лиля ценила в людях оригинальность. Она бережно хранила коллажи, которые Параджанов слал ей из тюрьмы, и в итоге помогла вызволить его из заключения. Несмотря на преклонный возраст, она отправилась в Париж — формально на выставку «20 лет работы Маяковского» — где встретилась с поэтом Луи Арагоном, мужем ее сестры Эльзы Триоле. Брик уговорила Арагона прилететь в Москву и принять орден Дружбы народов, которым наградило его советское правительство. Встретившись с Брежневым, поэт замолвил слово за опального режиссера, и того выпустили раньше срока.
Параджановский талер
В Ереване есть музей Параджанова. Он был основан еще при жизни режиссера, в 1988 году, после выставки его работ в Государственном музее народного искусства Армении. Сегодня это культовое место для поклонников мастера. Здесь более 1500 единиц хранения: от интерьера тифлисского дома и легендарных коллажей до женских шляпок и «талеров» — медалей с портретами Пушкина, Петра I, Гоголя, которые режиссер делал в тюрьме из алюминиевых крышек от кефира. Копия этих медалей — «Параджановский талер» — в качестве награды вручается самым почетным гостям Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос». Ну а самый вдохновляющий памятник режиссеру установлен в Тбилиси. Он повторяет знаменитую фотографию Юрия Мечитова, запечатлевшего Параджанова в прыжке, — легкого и дерзкого, словно сбросившего с себя груз земных забот.
Фото: parajanovartlab.com, russiancollage.ru, shutterstock.com
Комментарии