Главная в мире ярмарка фотоискусства Paris Photo пройдет в парижском Le Grand Palais Éphémère с 9 по 12 ноября. Здесь в 26-й раз соберутся ведущие дилеры, коллекционеры и музейщики со всего мира.
Перестройка парижской арт-сцены, начавшаяся несколько лет назад со скандалов с подделками в синдикате антикваров, затуханием и переформатированием некогда влиятельной Биеннале антикваров и покупкой гигантом Art Basel ярмарки современного искусства Fiac, не отразилась, кажется, лишь на этом фотографическом смотре.
Сегодня вряд ли найдется смельчак, отделяющий жанр фотографии от искусства. А в 1997-м, когда проходила первая Paris Photo, снобов, считавших фототиражи моветоном, было хоть отбавляй. Но прозорливые французы, не первый век торгующие искусством, за годы проведения ярмарки добились не только условного равноправия между камерой и палитрой, но и абсолютной чистоты стендов – на смотре царит исключительно фотографическое искусство.
Конечно, помощь в битве жанров ярмарке оказывали и институции, и галеристы, берущие на себя ответственность за количество отпечатков. В первую очередь – Европейский дом фотографии, ставший такой же меккой для фотографов и любителей фотографии, какой сегодня стала Paris Photo для коллекционеров. А в 2004 году государственная галерея современного искусства Jeu de Paume также перепрофилировалась исключительно на поддержку фотографии и новых медиа – с тех пор здесь, в самом сердце города в саду Тюильри, проходят мощные фотографические выставки как классиков, так и молодых мастеров.
Сама же ярмарка за 26 лет фактически не изменилась – лишь расширялась, прирастая галереями (в нынешнем смотре участвуют 191 галерея и книжные издательства из 21 страны) и поклонниками, и оттачивала свои программы и специальные проекты.
Структура смотра также сохраняет наработанный контур. В Главном секторе разместятся 133 ведущие международные галереи, охватывающие всю историю фотографии с XIX века вплоть до наших дней. Это и Galerie Eric Dupont с уникальными портретами гвинейских женщин 1890-1900 годов неизвестного французского фотографа, и Pace Gallery с подборками Ирвинга Пенна и Гарри Каллахана, и Bruce Silverstein Gallery с сюрреалистическими опытами Ман Рэя, и Gagosian с натюрмортами модного фотографа Роя Этриджа и завораживающей архитектурой Андреаса Гурски, и Edwynn Houk Gallery с мировыми классиками – Брассаем, Анри Картье-Брессоном и Хербом Ритцем.
Кураторский сектор Curiosa, под руководством художественного директора ярмарки Анны Планос, представит сольные выставки 17 фотохудожников, которые впервые принимают участие в смотре. Среди них – колумбиец Андрес Барон, экспериментирующий с многозначностью образов; француженка Констанс Нувель, совмещающая снимки с графикой и живописью; Хода Афшар из Ирана, исследующая восточный гендер в репортажной съемке.
Новый сектор в этом году имеет говорящее название Digital: он отражает взаимосвязь между современной культурой и технологиями и показывает вещи, созданные в том числе с помощью искусственного интеллекта, произведения, участвующие в NFT-маркетах.
К нашествию крупных коллекционеров на Paris Photo в городе готовятся и музеи, и аукционные дома, и, конечно, местные галереи. Так, Европейский дом фотографии откроет две выставки – голландского фэшн-фотографа Вивиан Сассен и ню француженки Ми-Лан Хоанг-Тхуи. Jeu de Paume покажет ретроспективу викторианского фотографа Джулии Камерон. Центр Помпиду исследует телесность на выставке «Тело к телу».
Местный Christie’s проведет предаукционную выставку и торги коллекции модной фотографии немецкого издателя Лотара Ширмера. А дом Artcurial представит выставку фотографической абстракции памяти политика и фотографа Оливье Дассо, погибшего в позапрошлом году.
Фото: Jung Lee/Courtesy of Christophe Guye Galerie; Clarissa Bonet/courtesy La Galerie Rouge; Copyright Henri Cartier-Bresson; Arkady Shaikhet; Aïda Muluneh; Galerie Eric Dupont
Комментарии