Каждые три года 67 км береговой линии бельгийской Фландрии на шесть месяцев превращаются в выставку современного монументального искусства под открытым небом под простым названием «Триеннале Бофор». Вдоль дамб, пляжей и дюн, на солидном расстоянии друг от друга, выстраиваются творения художников и скульпторов, вдохновленные морем и историями людей.
История парка Бофор начиналась в 2003 году с I Триеннале, посвященного идее взаимодействия скульптуры и моря. Для Бельгии такая концепция не выглядит умозрительной, если помнить о том, что территория этой страны вместе с нынешними Нидерландами входила в границы исторических Нижних Земель – участка жизненного пространства, отвоеванного людьми у моря. И даже само название провинции, Фландрия, содержит в себе древнегерманский корень, обозначавший понятие, близкое к наводнению: до того как человек обуздал водную стихию и обезопасил сушу в этой части Европы, мощные приливы были тут такой же рутиной, как закат и рассвет.
Имя триеннале – еще одна отсылка к морской тематике. Бофор (Beaufort) – это не название какого-то живописного фламандского местечка. Это реверанс в сторону британского адмирала и военного гидрографа, сэра Фрэнсиса Бофорта, который в начале XIX века придумал и обосновал 12-балльную — от штиля до урагана – шкалу оценки силы ветра. Именно в Бельгии изобретение было представлено на первой в истории международной метеорологической конференции в Брюсселе в 1853 году.
Концепция «Скульптура и море» стала краеугольной темой этого фестиваля ленд-арта, который к ноябрю 2021-го выдержал уже семь «изданий». После каждого триеннале коллекция парка скульптуры пополняется благодаря активности прибрежных муниципалитетов. Те стараются договариваться с художниками и оставлять их наиболее удачные творения в Бельгии, чтобы и дальше поражать воображение местных жителей и туристов. Хотя бывают и исключения. Так, в 2006 году городской совет города Остенде не сошелся в цене с американкой Луизой Буржуа, чья эффектная работа в виде гигантской паучихи была установлена на время триеннале на местном кладбище над могилой известного бельгийского художника Джеймса Энсора (1860–1949). Более щедрыми оказались канадцы, и теперь бронзовая «Маман» украшает собой пространство рядом с Национальной галереей в Оттаве.
Тем не менее на сегодняшний день в арт-пространстве парка Бофор насчитывается порядка четырех десятков памятников искусства. Вот лишь десять коротких историй, в которых соседство скульптуры и моря стимулирует фантазию зрителя.
Ян Фабр (Бельгия)
«В поисках Утопии»
2003 / Ньивпорт
Одна из самых ярких работ первого триеннале изначально была установлена на набережной Ньивпорта. Однако позолота гигантской черепахи с оседлавшим ее художником постоянно страдала от ветра и песка. В 2018 году реставраторам даже пришлось заново покрыть ее сусальным золотом. Поэтому скульптуру перенесли в более защищенное от непогоды место, на одну из городских площадей, специально устроив рядом небольшое водное пространство, чтобы поддержать задуманный автором диалог с морем.
Нина Байер (Дания)
«Мужчины»
2018 / Ньивпорт
Установленную на побережье работу датской художницы необходимо воспринимать на контрасте игры приливов и отливов, благодаря которым раз в день группа всадников сначала скрывается в волнах, а потом снова выступает из воды. Для нее Нина Байер объединила несколько оригинальных, но больше не используемых конных скульптур. Со времен Древнего Рима такие памятники были воплощением мощи правителей и полководцев, но всепоглощающее море не готово считаться с тщеславием человека и заставляет задуматься о бренности бытия.
Сюй Чжэнь (Китай)
«Вечность – Посейдон»
2018 / Де Хаан
Китайский художник воспроизвел знаменитую греческую статую, датированную V веком до н. э. Подлинник в 1928 году обнаружили у мыса Артемисион в Эгейском море ныряльщики за губками. Какому античному богу посвящался этот шедевр, теперь невозможно установить, – ведь оружие божества до нас не дошло. Считается, что это либо Зевс, либо Посейдон, но для концепции парка Бофор, конечно, лучше подходит Властитель моря. На руках и голове великана Сюй Чжэнь разместил дюжину выделенных цветом пекинских уток, которые символизируют древнюю культуру Китая.
Скульптура оставляет богатое поле для интерпретаций на тему как культурных различий между Европой и Азией, так и исторической точности, поскольку в основе работы – образ божества, идентификация которого до сих пор таит в себе загадку.
Анн и Патрик Пуарье (Франция)
«Водная горка»
2003 / Коксейде
Французский арт-дуэт известен тем, что в своем творчестве вдохновляется осколками прошлого, руинами, памятниками истории и археологии. Эта 21-метровая конструкция из гальванизированной стали – не что иное, как поставленный вертикально макет плана трехнефной церкви цистерцианского аббатства Нотр-Дам-де-Дюн (Богоматери в дюнах) Коксейде, которое было разрушено иконоборцами в XVI веке. Инсталляция представляет собой впечатляющий береговой ориентир.
Маргерит Юмо (Франция)
«Танцор V, или Морское млекопитающее, призывающее высших духов»
2021 / Бланкенберге
Французская художница, именующая себя «Индианой Джонс эпохи Google», известна тем, что формулирует фиктивные научные гипотезы, из которых затем прорастают ее произведения. Одна из таких спекулятивных теорий состоит в том, что глобальное потепление может привести к появлению духовности у животных. Свое предложение Юмо выразила в серии скульптур, одна из которых — «Танцор V».
Скульптура футуристического морского млекопитающего, словно участвующего в ритуальном танце, органично переплетается с историей Доггерленда – так археологи называют населенный древними людьми массив суши, который около 8000 лет назад, в эпоху мезолита, вследствие природной катастрофы ушел на дно Северного моря недалеко от нынешнего побережья Бельгии.
В конечном счете скульптура будет установлена на новом волнорезе в Бланкенберге, который создается для предотвращения заиления порта.
Фото: beaufortbeeldenpark.be
Комментарии