От arte povera до поисков «Третьего рая»: разбираемся в творчестве Микеланджело Пистолетто.

Микеланджело Пистолетто – один из самых известных современных художников Италии. Недавно его имя вновь пронеслось по лентам новостей, после того как Пистолетто был номинирован на Нобелевскую премию мира. И если в октябре именно он станет лауреатом, это будет означать признание не только как художника, но и как мыслителя и гуманиста, пристально наблюдающего за современным обществом.
Пистолетто скоро исполнится 92 года, однако он не спешит на покой. В последнее время его воображение занимают QR-коды, ставшие – особенно в связи с пандемией – частью нашей повседневной жизни. Художник создал фотографический автопортрет, украсив тело изображениями QR-кодов, напоминающими татуировки. Таким образом, мэтр закольцевал свой творческий путь: как известно, он начинал в 1950-е именно с автопортретов. И с тех пор создал множество работ, некоторые из которых стали этапными для современного искусства.

Микеланджело Пистолетто. «Венера в лохмотьях». Неаполь. 2023 г.
Первый большой успех ему принесли «зеркальные картины», представленные в 1963 году. На отполированные до блеска листы нержавеющей стали были наклеены фотографии человеческих фигур, стоящие спиной к публике. Зритель, отражавшийся в «зеркале», превращался в одного из героев произведения. Художник хотел подвергнуть сомнению фундаментальную идею классической живописи – о картине как окне в выдуманный мир: реальное и воображаемое в «зеркальных» работах переплетаются неожиданным образом. А еще мастер обыгрывал концепцию прямой перспективы, утвердившуюся в эпоху Возрождения: у Пистолетто зритель видит не только то, что перед ним, но и то, что находится сзади, и это полностью меняет привычные представления об изображенном пространстве.

Микеланджело Пистолетто
В конце 1960-х Микеланджело Пистолетто стал одной из главных фигур нового художественного течения arte povera, или «бедного искусства». Зародившееся в Италии, оно отвергало роскошь достижений культуры, накопленных за тысячелетия, а заодно бунтовало против правил рынка, подчинивших себе музеи и галереи. Художники arte povera использовали нарочито «бедные» материалы, взятые из обыденной жизни: от старой мебели до мешков с углем. Одним из символов этого течения стала работа Пистолетто «Венера в лохмотьях», впервые представленная в 1967-м: античная статуя, стоящая спиной к зрителям и уткнувшаяся лицом в гору тряпья. Эту работу – одну из самых знаменитых у Пистолетто – можно интерпретировать по-разному. Самая очевидная трактовка – контраст между красотой классической культуры и уродливостью общества потребления. Правда, перед нами все-таки не настоящая статуя, а слепок, купленный у торговца садовыми фигурами, так что ирония художника, критикующего консьюмеристские настроения, кажется еще более острой.

Микеланджело Пистолетто разбивает зеркала во время своего перфоманса «Двадцать
два меньше двух». 2009 г.
В 1990-е Пистолетто начал работать над проектом Cittadellarte («Город искусств»), открывшимся в 1998-м на территории бывшей текстильной фабрики около города Биелла. Там же заработал летний «Университет идей», принимающий студентов из разных уголков земного шара. Мэтр признавался: после падения Берлинской стены он понял, что современный художник не может жить в башне из слоновой кости, ему необходимо откликаться на важнейшие политические и общественные темы. Поэтому проект задумывался как место притяжения для людей, желающих создавать социально ответственное искусство.
В 2003 году Микеланджело Пистолетто был удостоен «Золотого льва» Венецианской биеннале – за вклад в культуру. А в 2009-м там же, в Венеции, он показал парадоксальный проект «Двадцать два меньше двух». Инсталляция представляла собой комнату, увешанную двадцатью двумя зеркалами. Взяв в руки молоток, мастер на глазах у публики проделал в зеркалах огромные дыры. Свои действия Пистолетто объяснил так: во-первых, ему хотелось развеять суеверные представления о том, что разбитое зеркало предвещает беду. А во-вторых, показать, что разрушение материального носителя лишь умножает образы: ведь даже разбросанные по полу осколки «создают» новые отражения.
С середины нулевых Микеланджело Пистолетто занимается проектом «Третий рай», символом которого стали композиции из трех кругов – или, как называет их мастер, «тринамики». Больше всего они напоминают символ бесконечности, только между двумя сферами находится еще один круг. Он являет собой «мостик» между двумя мирами – природным и высокотехнологичным – и обещает вернуть утраченное равновесие и гармонию. Так что Пистолетто, кажется, смотрит в будущее со сдержанным оптимизмом.
Фото: Vostock Photo
Комментарии