Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14) 26 ноября открывает выставку с говорящим названием «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство». Знаменитый коллекционер Сергей Иванович Щукин известен на весь мир собранием импрессионистов, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо, Дерена. Но благодаря недавно проведенным Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина исследованиям было установлено, что дом мецената также наполняли произведения старых мастеров, памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, предметы из фарфора, древние русские иконы. Таким образом, открывающаяся экспозиция представляет Сергея Ивановича в совершенно ином свете.

Проект выстроен как путешествие по цивилизациям и странам, где каждый экспонат, в начале ХХ века находившийся в доме Сергея Ивановича, напоминает об интересах семьи Щукиных: Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, наследие русской усадебной и религиозной культуры XVII–XIX столетий. Собирательством увлекался не только Сергей Иванович, но и его братья. Дмитрий был знатоком старых мастеров, Петр – любителем исторических реликвий и культур Востока, а «парижский Иван» – страстным поклонником Испании. Экспозиция построена на нескольких ключевых сюжетах, которые подчеркивают неординарный подход Сергея Ивановича и его семьи к искусству.

В 1920-е годы, после национализации собрания Щукина, все «непрофильные» произведения были переданы из бывшего дома мецената в другие музеи Москвы и регионов СССР. Документы об этих событиях хранятся в отделе рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина, и они позволили достоверно реконструировать собрание. Экспонаты, когда-то принадлежавшие Щукиным, были обнаружены в Музеях Московского Кремля, Музее Востока, в Музее-заповеднике «Останкино и Кусково», Академии художеств, Государственном Эрмитаже, Музее истории религии, в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска. Давно разлученные произведения спустя столетие вновь объединятся на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Среди экспонатов – чугунные всадники Евгения Лансере и картина Виктора Борисова-Мусатова «Женщина в саду». Эти работы встречали гостей особняка Щукина в Большом Знаменском переулке. Собрание памятников Древнего Египта, представленное во втором зале, впервые атрибутировано в составе коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Понимание древних памятников способствовало вниманию к работам Гогена и Пикассо, которые воспринимаются как рифма египетским древностям. Третий зал выставки отдан искусству Востока, и среди его экспонатов – древняя китайская скульптура «Манджушри Симханада (Вэньшу)» XII века, тайское изваяние Будды, оружие из Японии, Ирана, Северной Африки. Китайская и корейская живопись на шелке у Сергея Щукина была помещена рядом с работами Сезанна и Дерена. На выставке эти пары воссозданы. Один из отделов выставки посвящен Залу старой живописи, объединившему и разные произведения, и разные судьбы Щукиных. Экспозиция будет включать работы мастеров Италии и Нидерландов, русские шитые иконы, делфтские вазы, буддийскую икону-танку и европейскую керамику XVI–XVIII веков в окружении русской мебели в стиле модерн. Часть экспонатов принадлежала Ивану, младшему брату Сергея, с ним связана небольшая коллекция европейской сакральной резной скульптуры XV–XVIII веков.

Следующие залы посвящены предметам декоративного искусства в доме Щукина, в числе которых две пары ваз Императорского фарфорового завода из собрания Музея-заповедника «Останкино и Кусково». Также будут показаны детально реконструированные фрагменты наиболее знаменитого ансамбля особняка – Розовой гостиной, – созданного в 1911 году Щукиным и Матиссом. Среди экспонатов – комоды из розового дерева, бирюзовые французские декоративные вазы, мраморная и фарфоровая скульптура. Впервые за долгие годы они встретятся в задуманных Матиссом и его московским покровителем сочетаниях.

В последнем зале речь пойдет о собрании икон, которое находилось в доме Сергея Ивановича Щукина. Часть этой коллекции – как произведения музейного уровня, так и небольшие иконы – удалось обнаружить в Государственном музее истории религии. Во время своего визита в Москву осенью 1911 года русскими иконами восхищался Анри Матисс. Встреча с русским искусством оказала значительное влияние на его творчество. Об этом напомнят «Розовая мастерская» из собрания Щукина и акварельный эскиз картины «Красная мастерская», написанный Матиссом после возвращения из России. Это сравнение предложил внук коллекционера – Андре-Марк Делок-Фурко, давний друг Пушкинского музея.

Интереснейшие подробности о собрании Щукина можно почерпнуть из блога куратора выставки Алексея Петухова («“Неизвестный Щукин”. Кураторский блог Алексея Петухова»).

Выставка будет работать до 16 марта 2025 года.

Фото: пресс-служба, Антон Баклыков