В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков на Волхонке, 14 открывается монографическая выставка Владимира Вейсберга (1924–1984). Она посвящена и художнику, и Анне Чудецкой (1958–2023), исследователю его творчества, хранителю фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Становление Владимира Вейсберга, выдающегося русского художника и теоретика искусства, пришлось на середину 1950-х – начало 1960-х годов. Творчество мастера не вписывалось в рамки ни официального искусства, ни нонконформизма. Целью его теоретических поисков и живописной практики было постижение законов классического искусства.
Выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» поделена на семь разделов и выстроена по хронологическому принципу. Два зала посвящены «цветному периоду» – произведениям второй половины 1950-х, когда творческие поиски мастера происходили на фоне культурного подъема эпохи оттепели. Пушкинский музей в эти годы стал для Владимира Вейсберга настоящей школой. Чтобы увидеть шедевры Дрезденской коллекции на выставке 1955 года, Вейсберг устроился в музей разнорабочим – так он получил возможность часами изучать импрессионистов и Сезанна.
Зал «Преображение реальности» посвящен становлению оригинальной живописной концепции Вейсберга. Здесь представлены «Посвящение Сезанну», «Композиция с газовой тканью», «Архитектура» и другие. Художник рассматривал эволюцию восприятия цвета как поступательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуроподобия через аналитический этап становилась инструментом исследования человеческого сознания. Эти идеи легли в основу доклада «Три вида колористического восприятия», с которым художник выступил в 1962 году на симпозиуме философов и лингвистов Московско-тартуской семиотической школы.
Зал рисунка открывает зрителю «лабораторию Вейсберга», длительное время следовавшего жесткому распорядку: утром – живопись, вечером – рисунок.
«Невидимой живописи» зрелого периода посвящены два заключительных зала. «Архитектура валеров» – такой термин Вейсберг использовал в середине 1960-х для определения своей живописи. Он строил композиции на взаимодействии сближенных цветовых оттенков. «Белое» произведение художника никогда не заключало в себе чистого цвета: белила использовались только в смесях с хроматическими цветами. Тонкие нюансы цвета и тона, из которых составлялось общее цветовое решение, Вейсберг называл валерами.
«Гармония должна быть создана на холсте», – говорил художник в конце 1970-х, подкрепляя на практике живописными сериями теорию о «гармоничной целостности». Тогда в его работах появилась узнаваемая, идеально гладкая поверхность картинной плоскости, на которой изображенное окутано единой цветосветовой средой. Инстинктивное стремление Вейсберга уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, «оторваться от предметного» и растворить его привело художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву «белого на белом».
Анна Чудецкая, памяти которой посвящена выставка, сделала Владимира Вейсберга героем своей кандидатской диссертации. Затем последовали статьи, альбомы, монография «От цвета к свету» (2018). Постоянная работа Анны Юрьевны по исследованию и популяризации творческого и теоретического наследия художника не прекращалась до последних дней ее жизни.
Выставка будет работать до 30 июня.
Фото: пресс-служба
Комментарии