Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина демонстрирует редкие и значительные в художественном отношении образцы «тканых картин» на выставке «Благороднейшие из тканей. Западноевропейские шпалеры XVI–XVIII веков».

Экспозиция в Главном здании на Волхонке позволяет проследить эволюцию этого искусства: от разнообразных по тематике южнонидерландских шпалер XVI века до произведений французского «большого стиля» XVII и XVIII столетий, созданных в парижских мастерских и на знаменитой Королевской мануфактуре Гобеленов.
Девять представленных шпалер – настенных безворсовых ковров с сюжетными композициями – служили украшением светских и церковных интерьеров. «Шпалеры – это та часть нашей коллекции, которая очень редко экспонируется, – говорит Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе. – Этот род искусства вышел из употребления после XVIII века, хотя многие художники в XX веке и в Европе, и в Советском Союзе пытались к нему вернуться. В наше время это уже более декоративное и гораздо менее эффектное искусство, чем то, каким оно было в золотой век шпалер, XVI–XVIII века».
Коллекция музея пополнялась «благороднейшими из тканей» в разные годы. Наиболее активный этап формирования собрания – 1950–1980-е годы, когда в него был включен целый ряд ценнейших образцов «старой» шпалеры. За последние 20 лет в коллекции Пушкинского музея появились еще восемь шпалер. «Самую большую радость представляет возможность впервые показать две шпалеры, купленные музеем в 2014 году у известного коллекционера, – рассказывает Елена Пильник, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина. – Благодаря ему мы получили шпалеру “Триумф Помпея”, созданную в конце XVI века. Но самая раритетная и лучшая вещь, с моей точки зрения, – это шпалера начала XVI века “Триумф Славы”. До сих пор, каждый раз, когда я ее вижу, не верю, что она к нам попала».
Во второй половине XVII века брюссельские мастерские начинают утрачивать свое художественное лидерство, уступая первое место французам. Учрежденная в 1667 году Королевская мануфактура Гобеленов становится к началу XVIII столетия законодателем художественного стиля, и ее продукция оказывает большое влияние на шпалерное производство других европейских стран. Фамилия Гобелен, некогда принадлежавшая французской династии красильщиков и ткачей, превратилась со временем в одно из общепринятых названий шпалер.
Эпоха XVII столетия представлена на выставке двумя произведениями: парижской шпалерой «Похищение Хариклеи», созданной по композиции первого живописца короля Симона Вуэ и фрагментом брюссельской шпалеры «Разгрузка корабля» по проекту французского художника Шарля Франса Поэрсона.
Завершают экспозицию два произведения XVIII века. Брюссельская шпалера «Битва Диомеда и Энея» выполнена по проекту фламандских живописцев под большим французским влиянием. Логическим завершением выставки является гобелен «Август» из серии «Месяцы Луки», который знаменует триумф искусства французской шпалеры в XVIII столетии и ее преемственную связь с южнонидерландской художественной традицией.
Выставка будет работать до 4 ноября.
Фото: пресс-служба, Антон Баклыков
Комментарии