До 28 июня можно будет увидеть «Итальянский альбом» Карла Брюллова и «Крымский пейзаж» Ивана Айвазовского в выставочном пространстве Artinvestment, прежде чем эти работы будут выставлены на аукцион. 

О существовании «Итальянского альбома», происходящего из собрания Стефании и Льва Витгенштейнов – близких знакомых Карла Брюллова, впервые стало широко известно в 1993 году, когда он был выкуплен в Лондоне у наследников четы Витгенштейнов и перешел в коллекцию российского банка. С тех пор эта великолепная подборка графических листов, раскрывающая творческую «кухню» одного из величайших русских художников – «божественного» или «великого Карла», как его называли современники, была фундаментальным образом изучена сотрудниками Русского музея и Эрмитажа. Листы из «Итальянского альбома» (в основном это рисунки графитным карандашом и акварели) были исполнены во время первой поездки Брюллова в Италию в 1823–1835 годах. В них молодой художник проявил себя как виртуозный рисовальщик и запечатлел настоящую галерею итальянских «типов» – от монахов и пилигримов, волынщиков и пастухов до «карбонариев» – итальянских революционеров начала XIX века. Особое место в альбоме занимают женские образы. Чувственные брюнетки с большими миндалевидными глазами, укутанные в шали ручной работы или одетые в национальные костюмы и головные уборы, по которым можно определить их происхождение вплоть до названия города, – эти девушки стали прототипами красавиц на больших живописных полотнах художника.

Полотно «Крымский пейзаж» изящного овального формата не только подписано, но и датировано автором 1856 годом. К этому времени Айвазовский, удостоенный многочисленных наград и звания живописца Главного морского штаба, уже несколько лет как проживал в Феодосии и даже завершил самую популярную картину в своей карьере – «Девятый вал». Именно в 1850-е годы искусство Айвазовского зазвучало в полную силу. На своих полотнах мастер отражал природу Крыма, от Евпатории до Керчи, запечатлевая особенности побережья при солнечном и лунном освещении. Опираясь на натурные эскизы, художник дополнял свои пейзажи деталями, сделанными по памяти, стремясь передать общее настроение в пейзаже и бесконечную изменчивость морской стихии.

Иван Айвазовский. «Крымский пейзаж». 1856

Фото: пресс-служба