Желание увековечить собственную внешность было свойственно людям всегда, однако до изобретения селфи его трудно было реализовать в полную силу. В прежние века богатые и могущественные были вынуждены заказывать свои изображения художникам и скульпторам. Получившиеся произведения годились не только чтобы сохранить свое изображение в истории, но и чтобы похвастаться перед соседями и врагами. Важнейший вклад в эту привычку аристократов внес скульптор итальянского Ренессанса по имени Пизанелло.

Он жил и работал в первой половине XV века, когда культура Возрождения только начала расцветать. В это время уже возник и развивался привычный нам жанр портрета, цветного, написанного темперой или масляными красками. Однако процедура создания картины, как и полноценное копирование, была долгой и дорогостоящей. Поэтому живописные портреты знаменитостей копировались в основном в технике гравюры – так было быстрее и дешевле.

Пизанелло. «Видение св. Евстафия». 1438–1442 гг

Пизанелло считается гениальным мастером и новатором, поскольку он придумал новый способ существования портрета. Этот портрет особенно подходил придворной культуре итальянских городов, аристократы и правители которых так любили обмениваться ценными подарками и хвастаться качеством работы наемных творцов. Итак, Пизанелло придумал портретную профильную медаль.

Конечно, он не был первым в истории: профильные головы на монетах и медалях начали чеканить еще в Древней Греции, особенно развив это искусство в эпоху эллинизма и Римской империи. Однако за почти полтора тысячелетия традиция совершенно забылась. В Темные века произошел такой технический упадок, что ремесленники больше не умели изготавливать на крохотных металлических кругляшках реалистичные изображения лиц. К тому же христианство вообще глобально было против стремления к портретному сходству, считая гораздо более важным передавать духовные искания. Поэтому и глаза людей на средневековых изображениях в два раза больше нормальных – это чтобы подчеркнуть, насколько человек близок к Богу.

От античности, однако, уцелело огромное количество монет с профилями и некоторое число более крупных медалей с ними же. В Средневековье их, если находили, переплавляли в слитки или, что случалось редко, вставляли в украшения, в том числе для церковных реликвий. А вот ренессансная Италия с восторгом стала оглядываться на свое древнеримское имперское прошлое и черпать все что можно из античных образцов, включая архитектурные ордеры или стихотворные размеры. И тогда идея с профилями на монетах и медалях стала очень востребованной.

Сейчас эта античная иконография для нас совершенно привычна (Елизавета II на британских монетах, актер Николай Черкасов на ордене Александра Невского, Нобель на медали своего имени и т.п.), но в тот период, когда жил Пизанелло, ее еще не успели изобрести заново. Короли и императоры штамповали на своих монетах схематичные рисуночки с сидящим анфас на троне монархом, опознать которого совершенно невозможно. А вот по римским монетам безымянные мраморные бюсты различают с легкостью, так велико было мастерство портретного сходства.

Идея вернуться к украшению монет своими узнаваемыми профилями возникла у европейских правителей, только когда благодаря Пизанелло среди аристократов утвердилась мода на собственные профильные медали. После этих малотиражных и дорогих крупноразмерных произведений по всем законам маркетинга и пришла очередь «массовой продукции» – монет с портретами.

У Пизанелло были предшественники: в конце XIV века свое изображение в тоге римского императора заказал неизвестному мастеру правитель Падуи Франческо да Каррара. А в 1420-е годы кто-то изобразил на монете кондотьера Пандольфо III Малатесту – красивого бородатого мужчину в венке. Были и другие попытки, однако за пределы отдельных городов они не выходили. Пизанелло же запустил маховик, охватил своей продукцией всю Италию и в итоге изменил нумизматическое лицо Европы.

Все началось с того, что в 1437 году в Италию вместе с Константинопольским патриархом и делегацией архиереев прибыл предпоследний император Византии – Иоанн VIII Палеолог. Он более двух лет путешествовал между итальянскими городами, поражая воображение местных художников, включая и Пизанелло. Возможно, последнего вдохновило то, что Иоанн VIII был правопреемником тех римских императоров, которых он знал по монетам. Впечатление произвело и одеяние византийца, в первую очередь его высокая шляпа с большим козырьком.

В 1438 году Пизанелло отчеканил медаль с изображением Иоанна VIII, которая официально и считается началом новой эпохи в медальерном искусстве. Первый ее экземпляр, видимо, преподнесли византийцу при отъезде. Однако Пизанелло сделал еще несколько, так как его изделие очень заинтересовало итальянцев.

Медаль 1438 года с изображением императора Иоанна VIII.

Но что же в его медалях было такого особенного, что позволило ему, в отличие от анонимных мастеров из Падуи и Брешии, прославиться и войти в историю искусства как «первый» и «великий»? Первым важным отличием медалей Пизанелло был прорывной дизайн. Это было не слепое уподобление римским или греческим образцам, а нечто модное и современное. Возьмем, к примеру, медаль 1441 года с изображением миланского герцога Филиппо Марии Висконти – сильного коренастого мужчины, похожего на римского императора. Его вполне можно было изобразить в тоге и с веночком. Но Пизанелло делает то, что было важно для ренессансной идеологии: он придумывает воплотить в рельефе идею «мы, сегодняшние люди, очень уважаем античность, но сами не менее круты, чем наши предки. Хотя мы ценим их достижения, нам не нужно рядиться в их платье, мы классные сами по себе». Именно поэтому на герцоге с медали Пизанелло головной убор и одежда по моде того времени.

Медаль Филиппо Марии Висконти. 1441 г

Это можно сравнить, скажем, с экранизациями Шекспира: когда после традиционных фильмов с героями в старинных костюмах появился «Ромео + Джульетта» База Лурмана, с юным Ди Каприо, эффект от старой истории, рассказанной современным языком, оказался оглушительным. Эффект от медалей Пизанелло по силе воздействия на зрителя был примерно таким же: в старые меха хорошо знакомой формы античной монеты-медали вдохнули актуальное содержание.

Важным аспектом творчества Пизанелло стало фирменное качество тонкой чеканки, а также, скажем по-современному, престижность и узнаваемость бренда. Детали, которые позволяли сразу отличить современного итальянца от древнего римлянина. Странные головные уборы и сложные ренессансные прически встречаются на всех рельефах мастера. Он не облачал своих моделей в тоги и туники, а оставлял их в привычной для XV века одежде.

Иметь свой портрет в медали от Пизанелло стало признаком хорошего вкуса. И дело было не только в красоте изделий – важным фактором становилась интеллектуальная игра, в которую мастер предлагал сыграть сначала заказчику, а позже и зрителю, созерцающему готовую работу. Его рельефы были двухсторонними, что, конечно, нельзя назвать новаторством. Но Пизанелло отделывал реверсы особенно тщательно и с огромным количеством деталей. Ренессанс обожал шарады, ребусы, символы, аллегории, геральдику. Все профильные портретные медали Пизанелло на первый взгляд одинаковы, а вот обороты у них отличаются потрясающим разнообразием: там встречаются самые разные гербовые чудовища, символические композиции, зашифрованные девизы и коды.

Оборотная сторона медали маркиза Лодовико Гонзаги, 1447 год.

Наконец, важнейшим условием популярности медалей стала возможность легкого копирования, что способствовало их быстрому распространению по всему полуострову. Чтобы сделать хорошую копию картины, требуется талант художника, для идеального копирования медали достаточно иметь руки, немного опыта и воск. Созданные по эталону Пизанелло портреты начинают появляться в разных городах. Возможность так умно и красиво заниматься самовозвеличиванием и самопропагандой оценили все монархи Италии, а затем и прочих стран Европы.

После смерти мастера в 1455 году созданная им традиция продолжается и развивается. В 1474 году неизвестный юноша позирует Боттичелли, держа в руках медаль Козимо Медичи (неизвестный автор, 1465–1469 годы). В реалиях нашего времени это все равно что заказать свой портрет с новым айфоном.

Сандро Боттичелли. «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего». 1474–1475 гг.

На основе превосходных образцов медалей Пизанелло и его продолжателей возник жанр более утилитарный – монетный. С неизбежным из-за меньшего формата упрощением. Одним из первых чеканить свое изображение на монетах начнет в середине XV века король Альфонсо V Арагонский. Около 1500 года монеты с собственными профилями приказывает изготавливать самый могущественный государь Европы – император Священной Римской империи Максимилиан I. Его отец, император Фридрих III, монеты делал еще по старинке, христианско-символическими, хотя уже имел свой портрет на медали. Сознание менялось медленно.

Портрет Альфонсо V Арагонского. 1449 г.

После императора Максимилиана и в других странах в разное время начали появляться профили на монетах. Здесь все зависело от особенностей страны, политического устройства, религиозных привычек и удаленности от Италии, центра культуры. Например, в России профили на монетах и медалях появились только при Петре I. Любопытно, что со времен Пизанелло ничего принципиально нового в монетном и медальном искусстве не появляется. Усложняется техника, растет мастерство, авторы развивают формы и сюжеты, перестраивают композицию. Одним словом, «играют шрифтами», не более того.

Фото: en-academic.com