Главные музеи Парижа отдают дань уважения французскому модельеру Иву Сен-Лорану. Его творения признаны произведениями искусства наряду с шедеврами живописи и скульптуры. До конца весны демонстрируется шесть лучших коллекций французской столицы.
Формальный повод для такого музейного фестиваля – 60-летие бренда Yves Saint Laurent. Так, 29 января 1962 года 26-летний модельер Ив Анри Дона Матье-Сен-Лоран представил первую коллекцию под собственным именем (правда, изрядно это имя сократив). И сразу в его творениях эксперты заметили цитаты из живописи, графики или декоративного искусства прошлых эпох. Самая первая коллекция Ива, выполненная еще для дома Dior, откровенно намекала на русские сарафаны, воссозданные по театральным эскизам к «Русским сезонам» Дягилева. Дальше – больше: каждая новая серия платьев и костюмов все откровеннее цитировала любимых Сен-Лораном импрессионистов и модернистов.
Скоропостижная кончина мастера в 2008-м, а также громкая распродажа в 2009-м его художественной коллекции, собранной вместе с другом и компаньоном Пьером Берже, обнажила главный нерв жизни и творчества Ива Сен-Лорана: начиная со школы в алжирском Оране и заканчивая триумфами на парижских подиумах, он питал искреннюю страсть к искусству и боготворил художников. В его доме римские статуи стояли рядом со старинными китайскими ширмами. Сен-Лоран был истинным французом: ценил легкость, виртуозность и эпатаж.
Все эти качества передают шесть экспозиций в шести топовых музеях Парижа. В каждом из этих музеев показывают, какими экспонатами вдохновлялся Сен-Лоран. Так происходит диалог искусства и моды в шести сериях. Выставки работают до 15 мая.
Музей современного искусства Парижа
К сожалению, этот музей не обласкан вниманием туристов и широкой публики. И очень зря – здесь хранятся масштабные произведения (некоторые из них занимают по целому залу) художников, следовавших за импрессионистами. Огромные живописные сады и парки Пьера Боннара, набережные Рауля Дюфи… Только здесь в полной мере ощущается обаяние Парижа в самом расцвете его художественных сил в конце XIX века. На фоне живописного цветения устроители ретроспективы Сен-Лорана поместили в залы с постипрессионистами такие модели, в которых доминирует колорит и разнообразные цветовые оттенки. От смокингов 1960-х до яхтенной коллекции 2001-го – все проникнуто солнцем и свежестью листвы.
Лувр
В королевском Лувре для шедевров Сен-Лорана отдана Галерея Аполлона. Здесь – в блеске золота и зеркал – постоянно показывают королевские реликвии (короны, скипетры и другие атрибуты высшей власти с XVI по XIX век). Вполне логично, что в этот зал попали самые роскошные и самые дорогие произведения Yves Saint Laurent. В отдельной витрине переливается натуральными кристаллами и золотым шитьем «Версальский жакет». Ему аккомпанируют другие образцы французской haute couture.
Музей Пикассо
В ХХ веке не было, кажется, ни одного явления в искусстве и культуре, где бы не проявилось влияние великого Пабло Пикассо. Французский кутюрье пережил сразу две волны этого влияния: сначала он был заворожен ранним Пикассо, его «голубым периодом» и эскизами декораций для балетов. Затем наступило время увлечения кубизмом. В 1988 году Сен-Лоран выпускает свою «кубистическую» коллекцию жакетов. Общение его с Пикассо было непростым: кутюрье не нравилось жестокое обращение художника со своими моделями и возлюбленными. Сен-Лоран не раз подчеркивал, что его женщина ценит свою индивидуальность и способна ее отстоять.
Музей Орсе
Музей знаменит коллекцией импрессионистов. Уже одно то, что рядом с «Завтраком на траве» Клода Моне возникают пышные шифоновые платья Cен-Лорана, достойно специального внимания. Но здесь все еще круче: в музее собрали костюмы, которые кутюрье придумал для бала Марселя Пруста в 1971 году. Этот бал к 100-летию писателя устраивала в замке Château de Ferrières семья Ротшильдов. Ив Сен-Лоран превзошел себя: его модели таковы, будто герои XIX века пришли на клубную вечеринку в веке XX и пустились во все тяжкие.
Музей Ива Сен-Лорана
В тот момент, когда шедевральные модели вывезены в другие музеи, личная сокровищница Фонда Пьера Берже – YSL превратилась в своего рода лабораторию алхимика. Здесь шаг за шагом показывают, как создается высокая мода. От первых набросков на салфетках и небрежных эскизов в блокнотах до сложнейших выкроек и нескольких вариантов одной модели. Примечательно, что едва ли не для каждого платья создавался и отдельный манекен – Сен-Лорану было важно, как ткань будет вести себя при движении и изменении ракурса. Роскошь в этой мастерской соединяется с простотой и даже аскетизмом: до конца жизни великий кутюрье пользовался одним столом – это был просто лист фанеры на четырех деревянных брусках.
Центр Помпиду
Основным экспонатом, вокруг которого разворачивается экспозиция в Центре Помпиду, стало знаменитое платье Mondrian, созданное для коллекции осень/зима 1965–1966. Источником вдохновения для него послужили геометрические абстракции Пита Мондриана. Картины голландского художника располагаются поблизости, словно модели на подиуме. Творения Лорана внедрены также в залы с графикой Сони Делоне. Но особенно яркое сопоставление получилось с американским поп-артом. Примечательно, что именно в Центре Помпиду в 2002 году прошел последний показ Yves Saint Laurent, после чего мэтр покинул свой дом моды.
Фото: Musée Yves Saint Laurent Paris/© Yves Saint Laurent/Nicolas Mathéus/CLAUDINE COLIN COMMUNICATION; Musée Yves Saint Laurent Paris/© Yves Saint Laurent/Hélène Mauri/CLAUDINE COLIN COMMUNICATION
Комментарии