Масштабный проект, анализирующий тенденции, которые возникли в последнее десятилетие в работах молодых художников, открывается 13 сентября. К участию в проекте приглашены 55 авторов в начале творческой карьеры, в экспозиции более 250 произведений, среди которых живопись, графика, объекты, инсталляции, фотография, видео, керамика, стекло, металл, текстиль.

Галерея выделяет десять трендов российского арт-рынка. В 2020-х стала заметной волна нового наивного стиля (тренд 1), который проявился и в дизайне, и в одежде, и в татуировках. Мода на непосредственность, возможность «расслабиться и быть собой» привнесла в искусство легкость и юмор, уютные бытовые сцены, смешных персонажей.

Цифровые технологии и интернет-культура (тренд 2) как части неотъемлемого современного визуального опыта формируют новый гибридный художественный язык. С одной стороны, в противовес совершенствованию цифровой графики художники находят живописную выразительность в ранней анимации видеоигр 1990–2000-х годов. С другой – фантастические мультивселенные современных видеоигр и кино способствуют распространению сюрреалистических сюжетов (тренд 3) с изображением неопределенных пространств и образов.

Нейросети (тренд 4) в 2020-х годах стремительно вошли в поле экспериментов художников как инструмент для создания и доработки произведений: изображение, видеоанимация, текст, звук, объемные формы и их печать на 3D-принтере.

Значительное влияние на современное искусство оказала философия спекулятивного реализма 2000-х годов, которая заново поставила вопросы о мире за пределами человеческого восприятия. Осмысляя это, сформировалось объектно-ориентированное искусство (тренд 5), которое обратилось к поиску «внечеловеческих» форм и образов «сбоя реальности».

В поисках альтернативных выразительных средств и благодаря упрощению и появлению новых технических возможностей работы с материалами проявились ремесленные тренды. Керамика (тренд 6) остается популярной, пережив невероятный рост за прошлое десятилетие. Такой же свободный подход проявляется в работе с металлом (тренд 7). В качестве новой техники добавилась машинная печать на металле вместо гравировки. Стекло (тренд 8) осваивается не как декоративный, а как художественный, концептуальный материал. Текстиль (тренд 9) занимает особое место в 2020-х годах, переживая рост популярности: роспись ткани, объекты, ткачество и рукоделие.

В связи с актуализацией вопроса поиска идентичности через место или местность получает развитие направление, которое можно обозначить как «пленэрные исследования» (тренд 10). Здесь место рассматривается как хранилище памяти и жизненного опыта. Художники размышляют об этом через конкретные или собирательные ностальгические образы, выраженные через живопись, графику, объекты, найденные предметы. 

Выставка будет работать до 9 октября.

Фото: пресс-служба