В Красноярске проходит грандиозная двухчастная выставка «Сны Сибири», которая объединяет археологию и современное искусство.

Сегодня для того, чтобы выставка вызвала большой интерес, мало подобрать уникальные экспонаты. То есть всегда найдутся увлеченные люди, которые придут на них посмотреть безотносительно антуража. Но если говорить о проекте, рассчитанном на самые широкие массы, тут не обойтись без яркой и эффектной подачи. Что касается проекта «Сны Сибири» – он как раз из этого ряда. Стартовав осенью 2023 года в Историческом музее в Москве, проект с порога поразил необычным экспозиционным решением. Предмет показа – археологические древности Сибири и Дальнего Востока, от эпохи неолита до средневековья – был включен в единый сюжет странствий. Средствами мультимедиа на стену первого зала проецировалась линия Транссибирской магистрали, и изображения топовых экспонатов на ней, как маячки, обозначали свое присутствие во времени и пространстве. Стоило дотронуться до них, и тут же «разворачивалась» история этих артефактов. Ну а затем – добро пожаловать в полутемные залы, наполненные не только древностями, но и работами современных авторов. Прежде всего, гостей встречала сама «Сибирь» – монументальная скульптура девушки, созданная Петром Бирюковым, автором художественной концепции проекта. Кроме того, общий нерв поддерживали композиции Даши Намдакова.

Выставка имела огромный успех – она смотрелась увлекательным аттракционом: во-первых, стало очевидно, каким поразительным художественным вкусом обладали древние жители сибирской земли; во-вторых, уникальные предметы получили достойное обрамление; в-третьих, в соседстве с совриском эти предметы воспринимались живо и актуально. Фаворит проекта – «Кондонская Нефертити», маленькая выразительная глиняная статуэтка IV–III тыс. до н. э. – явила нам не столько привычный образ плодородия, сколько эстетический идеал женской красоты.

«Амурская Венера» – другое имя нашей красавицы — стала одним из центральных экспонатов и на выставке «Сны Сибири», которая открылась в октябре 2024 года в Красноярске. Здесь, в своей третьей итерации (спустя год после запуска проект также побывал во Владивостоке) она существенно расширилась. Сейчас в экспозиции – более 90 древних артефактов и около 200 работ современных авторов. У проекта две площадки – Музейный центр «Площадь Мира» и Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова. И каждая из них предлагает свою интерпретацию диалога архаики и современности.

«Площадь Мира» отчасти повторяет московский вариант. Вы словно движетесь через сибирские леса и степи, вслушиваясь в их первобытные звуки и открывая для себя их образный мир: свернувшуюся клубком экспрессивную пантеру; трогательную лосиху с лосенком; зубастого волка, чья голова служила навершием рукояти, может, посоха, а может, какого-то другого ритуального предмета VIII–VI вв. до н. э. А заодно «уворачиваетесь» от острых стрел «царских охотников» Намдакова.

Но вот археологический этап окончен. Вы поднимаетесь выше этажом и будто выходите на поверхность, попадаете в другой мир. Экспозиция с работами сибирских художников развивает идею о парадоксальной близости дня сегодняшнего и отстоящей от нас на тысячелетия «зари человечества». Современные авторы не только воспроизводят древнюю технику – те же петроглифы, например, но и повторяют образы и сюжеты: встающее солнце, зверей, идолов, танцы, маски. В исполнении Натальи Шалиной волчица, кормящая Рема и Ромула, воспринимается чуть ли не как праматерь. По современному Иркутску Антона Тхоренко бродят то ли доисторические персонажи, то ли панки. «Сибирский пантеон» Дамира Муратова являет идолов, собранных, как пазл, из предметов поп-культуры. Работа Manimals китайского автора Дэниела Ли безжалостно обнажает наше «звериное» первородство. А «Скелет реки» художницы Anna Bat, или «речной дракон», как назвал его куратор, арт-директор Музейного центра «Площадь Мира» Сергей Ковалевский, словно включает в пространство выставки не только художественный образ, но и реальную реку Енисей, что несет свои воды буквально в нескольких метрах отсюда. Вся экспозиция, выстроенная по кругу, будто возвращает нас «на круги своя», к своему началу.

Гораздо более пронзительно эта мысль звучит на второй площадке – в Красноярском художественном музее, всего в паре минут ходьбы. Здесь правит бал вдохновленное архаикой современное искусство, отобранное куратором Государственной Третьяковской галереи Кириллом Светляковым. Знаменитые хакасские стелы на картине Юрия Худоногова выглядят частью индустриального пейзажа, а в исполнении Владимира Капелько предстают некими путниками. В живописной работе Валерия Пилипчука петроглифы спроецированы на ночное небо и кажутся прорисованными созвездиями… Археологические артефакты здесь тоже есть – как реперные точки. Вот голова воина со шрамами на щеке – такая бытовая понятная деталь. А вот маска шамана с «прорисованными» вокруг рта черточками – возможно, это звуки, которые исторгает он из глубин своей души. Что-то похожее на горловое пение слышится и в авторском аудиотреке, который задает тон всей экспозиции. Шум ветра, уханье птиц и треск костра вдруг взрывает гул машин – волшебная сила искусства сближает миры и тысячелетия.

Экспозиция в Музейном центре «Площадь Мира» будет работать до 27 апреля 2025 года, в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова – до 23 февраля 2025 года.

Фото: пресс-служба