Весь октябрь в Стамбуле проходит Биеннале современного искусства. На десятках площадок можно увидеть самые актуальные проекты со всего мира. Турецкая культурная столица активно обновляется за счет искусства и становится еще притягательней.
Современные древности
Если вы хотите увидеть самое впечатляющее соединение древности и современного искусства, вам надо спуститься в знаменитую Цистерну Базилику. В принципе, это водохранилище VI века и так входит в пятерку must see. После долгой и дорогой реставрации Цистерна вновь открылась в этом году. И если раньше главным аттракционом для туристов были световые шоу, теперь акцент сделан на искусстве – к архитектуре прибавилась скульптура. Более полутора десятков фигур и объектов создали турецкие художники. Здесь «Медуза» Али Абайлу (голову медузы-горгоны можно увидеть и на древних колоннах), «Тревожная информация» Озана Унала, «Уединение» Муссафера Тунжера и другие столь же поэтические образы.
Еще один музей старины полностью преобразился этой осенью. Музей Перы (Пера – старинный район Стамбула к которому ведет пешеходная улица Истиклал), находящейся в историческом здании отеля Bristol (построен в 1893). Здесь показана восточная экзотика, какой ее видели в XIX веке. Первоклассное собрание живописи с изображением турецких типажей (самая популярная картина – «Дрессировщик черепах»), а также невероятная керамика. Теперь три этажа занимают инсталляции современных художников. Все они посвящены модной теме феминизма, национальным конфликтам и, конечно, экологии. Сюда точно стоит прийти ради двух произведений: самая знаменитая художница Афганистана Лида Абдул (Lida Abdul) представляет видео «Белый дом» (White House). А самая титулованная арт-звезда Турции Гюльсун Карамустафа (Gulsun Karamustafa) в Музее Перы создала инсталляцию Insecure – образы насилия и ранимости.
Оригинальные локации
С самого начала Стамбульская Биеннале открывала город с неожиданной стороны. Кураторы соревновались, где оригинально разместить выставки. И, кажется, эти выставки были везде: в мечетях, подземных цистернах, кофейнях, деревянных дворцах, банках и медресе. Однако Стамбул столь безмерен и многолик, что каждый раз не перестает удивлять своими тайными сокровищами.
В этом году на первый план вышла водная стихия. Главным пространством для проектов выступают хаммамы, старинные общественные бани. Хаммам в Турции – не просто место гигиенических процедур; это почти сакральное пространство, с которым связаны самые важные моменты жизни человека. Поэтому архитектура хаммама напоминает церковные постройки с куполами и алтарями. Обо всем об этом вы можете узнать в огромном (и бесплатном) Музее хаммама в комплексе Бани Баязида (Beyazıt Hamamı).
В этом году после реставрации открылись два хаммама-шедевра. Оба они находятся на окраине исторической части города; их совсем непросто найти. Первый – едва ли не самый древний в Стамбуле – Kucuk Mustafa Pasha Hamami (XV век) поражает лабиринтами переходов от помывочных комнат к купольным залам. В главном зале находится звуковая инсталляция Тарека Атула (Tarek Atoul) Whispering Playground. Басовые тона, записанные в стамбульской гавани, аккомпанируют звукам капающей и переливающейся воды. Складывается ощущение, будто хамам дышит, шепчет и плачет, погружая зрителей в своеобразный транс.
Буквально в 10 минутах ходьбы от Хаммама Мустафы Паши находятся роскошные бани, построенные в Золотой век султана Сулеймана. Комплекс Cinili Hamam сохранил даже росписи XVI века, выполненные в персидском стиле. Сегодня все интерьеры восстановили, используя самый дорогой пелопонесский мрамор. Как обещают, скоро здесь откроется еще один музей хаммама. А пока все пространство белоснежного дворца-бани заняла работа итальянского художника Ренато Леотта (Renato Leotta), названная «Концерт для моря» (Concertino for the Sea). Ренато уже не первый год изучает изменения дна Средиземного моря. Он собрал огромную коллекцию водорослей и записал звуки морского дна. Вместе с композитором Федерико Бизоцци (Federico Bisozzi) он переложил архивные записи в концертные звуки, которые теперь доносятся из разных частей хаммама.
Назовем еще одну тайную локацию, достойную посещения. В переулках исторического районе Султанахмет находится студия каллиграфа Эмина Барына (Barin Han Studio). Здесь возник своего рода клуб, где в новых формах возрождают древнее искусство каллиграфии. На шести этажах здания можно увидеть самые радикальные выставки Биеннале. А на первом этаже приобрести лист одного из тут же работающих каллиграфов.
Места силы
Один из самых динамичных городов мира, Стамбул каждый год заявляет о новых арт-площадках. К сожалению, сейчас закрыт на реконструкцию Музей современного искусства, куда приходили не только ради инсталляций, но и ради самого красивого вида на Босфор (его компенсирует соседний центр PeraPort).
Огромный арт-центр Arter открылся во время предыдущей Биеннале и сразу стал одним из самых модных мест в Стамбуле. Здесь все построено на контрастах – окрестные улицы с деревянными хибарами сразу выделяют модернистское здание. Шесть огромных этажей выставок, , ресторан авторской кухни Divan и чудесный вид с террасы. Здесь самые актуальные проекты в городе: сейчас, например, посвященные осмыслению «родного места» (Locus Solus), а также феномена сна (Rounded by Sleep).
Еще одна территория Биеннале – бывшая электростанция и газохранилище в районе Каракой. Сейчас этот комплекс называют «турецкой Tate Modern». Здесь предпочитают масштабные промышленные инсталляции. В бывших мастерских электростанции открыто несколько ресторанов.
Последняя в нашем перечне, но не последняя по значимости – галерея Anna Laudel, открытая недалеко от площади Таксим. Любая выставка здесь обязательна к посещению, так как представляет самое актуальное и интересное искусство Стамбула. Сейчас открыта персональная экспозиция сюрреалиста Мехмета Синана Курана (Mehmet Sinan Kuran). Настоящий турецкий Босх.
Фото: пресс-служба
Комментарии