Отличный повод выехать на выходные за пределы Москвы: в Тверском императорском дворце начала работу выставка «Старые мастера западноевропейского искусства XV–XVII веков». В экспозиции – 27 живописных произведений и семь образцов деревянной пластики, которые предоставлены московским коллекционером Михаилом Ефремовичем Перченко. Его коллекцию искусствоведы считают одной из лучших в России. На выставке показаны наиболее ранние памятники, созданные на протяжении полутора веков немецкими и нидерландскими живописцами и скульпторами конца XIV – XVII столетия. Творчество немецких художников не только стало ярким проявлением стиля поздней готики, но и предвосхитило искусство Северного Возрождения (работы Бартеля Брейна Старшего, образцы творчества мастеров из ближайшего окружения Хуго ван дер Гуса, Адриана Изенбранта, Мартина Шаффнера и Ганса Леонарда Шауфеляйна).
Иной аспект истории нидерландского искусства XVI века, так называемый «антверпенский маньеризм», представлен триптихом «Оплакивание Христа», исполненным предположительно Мастером Поклонения из собрания фон Грооте, и одноименной композицией кисти также анонимного художника из Брюгге, именуемого Мастером Святой Крови. А «Веселое общество» мастерской Яна Массейса – показательный образец самостоятельного бытового жанра.
О глубоких философских традициях искусства великого Питера Брейгеля Мужицкого позволяет судить повторение его несохранившейся работы, исполненное антверпенским мастером – последователем сына художника Питера Брейгеля Младшего. Произведение свидетельствует об усвоении мощной национальной культурно-философской традиции, уходящей корнями в искусство Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.
Логическим и хронологическим продолжением является подборка произведений фламандских мастеров XVII века. Славу фламандской школы составили многие выдающиеся живописцы, работавшие в разных жанрах. Здесь следует выделить картины пейзажистов Гиллиса ван Конинксло и Гейсбрехта Лейтенса, представителя «фигурного» жанра Хендрика ван Балена Младшего.
Искусство голландских мастеров XVII столетия также обладало спецификой. За редкими исключениями голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать портреты, другие – пейзажи, третьи – жанровые сцены и натюрморты и т. п. По этой причине специального внимания заслуживает превосходного художественного качества «Портрет дамы с перчаткой» кисти популярного среди современников амстердамского живописца Николаса Элиаса Пикеноя.
Полихромная деревянная скульптура из коллекции М. Е. Перченко включает немало выдающихся памятников западноевропейской деревянной пластики, отдельные показательные образцы которой экспонируются на выставке в Твери.
Экспозиция будет открыта до 14 июля.
Фото: пресс-служба
Комментарии