Живопись, графика, архивные документы и видео, иллюстрирующие творчество Константина Коровина и художников его круга, будут показаны на выставке, которая открывается 6 декабря в московском Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Организаторы – галерея «Веллум» в содружестве с Российским национальным музеем музыки, Крымским литературно-художественным мемориальным музеем-заповедником, Союзом филокартистов России, при поддержке Фонда наследия русского зарубежья и ряда крупных частных коллекционеров, – приурочили выставочный проект «Константин Коровин и его круг. Москва – Париж» ко дню рождения художника (5 декабря).

Посетителей ждет немало открытий. Дело в том, что хотя картины Коровина присутствуют во многих музейных собраниях, в творческой и личной судьбе художника всегда было место тайне, завеса которой на этот раз приоткроется. Будут представлены живопись самого Коровина, включая редкие работы; его графика; архивные документы и письма; документальные фильмы о художнике.

Для куратора Любови Агафоновой Константин Алексеевич Коровин представляется не самодостаточным гением, основателем русского импрессионизма, но и «удивительной планетой, которая привлекала на свою орбиту и создавала новые таланты». Неслучайно большое внимание устроители выставки уделяют взаимовлиянию художника и его круга, в который входили Нестеров, Серов, Чехов, Шаляпин, Станиславский и ученики: Виноградов, Герасимов, Иогансон, Фальк, Гончарова. И если, скажем, о дружбе и взаимовлиянии Коровина и Серова написано немало (также стоит вспомнить их шутливые прозвища – Серовин и Коров), то куда меньше известно, к примеру, о связях учителя с его не менее знаменитым учеником Робертом Фальком. На выставке будут показаны два его произведения: «Прогулка в Булонском лесу» (1930-е) и «Портрет неизвестной» (1908).

Кроме того, будут показаны две гуаши еще одной знаменитой ученицы Коровина, Натальи Гончаровой, раннего французского периода (1900–1910), ранее никогда не выставлявшиеся. «История любви и совместного творчества двух русских гениев – Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, неотделима от их учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором системное образование сопровождалось артистическими уроками живописи в классе у Константина Коровина и Валентина Серова. Их встреча и любовь, которую испытать не всякому дано, привели к взаимопроникновению двух огромных талантов; не случись бы этой встречи, быть может, культура получила совсем других отдельных Ларионова и Гончарову», – считает Любовь Агафонова.

Выставка будет работать с 6 декабря 2022 года по 23 марта 2023 года.

Фото пресс-служба