Масштабный проект приурочен к 150-летию Игоря Эммануиловича Грабаря. Яркий представитель русского импрессионизма, он также был основоположником советской школы искусствознания, директором Третьяковской галереи, крупнейшим организатором в области изучения и сохранения древнерусского искусства, реставрации памятников старины.

Творчество Грабаря, основанное на традициях русской школы, в то же время вобрало в себя и новации современных ему направлений европейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, модерна. Художник создал свой собственный тип русского пейзажа, который нашел свое ярчайшее выражение в знаменитой картине «Февральская лазурь».

На выставке Игорь Грабарь предстает в разных ипостасях. Прежде всего, как талантливый живописец, создавший серию совершенных шедевров – зимних пейзажей и натюрмортов. Выставка занимает все экспозиционное пространство Инженерного корпуса и начинается с третьего этажа, где демонстрируются картины Грабаря дореволюционного и советского периодов. В первом зале, оформленном как гостиная усадебного дома, представлены работы, исполненные в подмосковных имениях. Уже первые осенние пейзажи, показанные на выставке журнала «Мир искусства» 1901–1902 годов, произвели сенсацию среди зрителей необычной трактовкой природы и манерой исполнения. Тогда молодой художник, только что вернувшийся из Европы, предоставил на выставку девять полотен. Картину «Луч солнца» приобрел Совет Третьяковской галереи.

Следующий зал решен как воображаемый парк-пленэр – место создания зимних пейзажей – и как мастерская, где художник писал портреты. В начале зимы 1904 года Грабарь оказался в Дугине – подмосковной усадьбе друга и художника Николая Мещерина. Здесь появились лучшие его произведения, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» – наиболее яркие и выразительные примеры использованного художником метода разложения цвета, дивизионизма. Важное место в творчестве Грабаря занимают натюрморты. В таких картинах, как «Хризантемы», «Неприбранный стол», художник находит множество тонких колористических и композиционных решений. Последний небольшой зал третьего этажа оформлен в виде реконструкции кабинета искусствоведа, в котором можно ознакомиться с научными трудами Игоря Грабаря.

Дизайнерское решение залов второго этажа раскрывает Грабаря как организатора в области музееведения, реставрации и охраны памятников. При нем собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности древнерусскими иконами и живописью художников авангарда. На выставке демонстрируются работы Ларионова, Гончаровой, Машкова, Кончаловского, Петрова-Водкина, Лентулова, Фалька, Кандинского.

Грабарь создал институции, которые успешно работают до сих пор, – реставрационный центр его имени и Институт искусствознания. Он был автором масштабных научных трудов, например первого и второго многотомных изданий «Истории русского искусства». Много сделал для сохранения архитектурных памятников древнерусского искусства, а также искусства XVIII–XIX веков. Так, благодаря Грабарю не был взорван, а сохранен для потомков храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Раскрывая эту сторону деятельности Грабаря, в экспозицию включили спасенные древние памятники, в том числе четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, по преданию исполненные Андреем Рублевым. В пространстве этого этажа также представлены автопортреты художника и написанные им портреты знаменитых ученых.

Выставка открыта c 18 ноября 2022 года по 26 февраля 2023 года.

Фото: пресс-служба